Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

75 и экологической культуре и основах безопасной жизнедеятельности, а также способностью решать различные жизненные задачи на основе этих знаний и способах практической деятельности. Перед высшим педагогическим образованием стоят важные социаль- ные задачи по подготовке высококвалифицированных кадров, способных к практическому решению проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения. Наиболее важная причина, вызывающая ослабление здоровья населе- ния – это образ жизни, не соответствующий биологической основе орга- низма, его генотипу. Доля влияния этого фактора на состояние здоровья человека оценивается экспертами ВОЗ в 50 %. Осознание того факта, что здоровье человека в значительной степени зависит от его образа жизни и отношения к своему здоровью, привело к пониманию необходимости це- ленаправленного воспитания у подрастающего поколения ответственного отношения к здоровью, установок на здоровый образ жизни, то есть к не- обходимости валеологи-ческого образования. Анализ психолого-педагогических исследований позволяет сделать вывод, что поведение учащихся, противоречащее принципам здорового образа жизни, обусловлено в значительной степени низким уровнем их ва- леологической грамотности. Многие исследователи, занимающиеся вопросами экологического и ва- леологического воспитания, также отмечают низкий уровень знаний уча- щихся в вопросах сохранения и укрепления здоровья. Вышеизложенные причины делают обоснованными попытки поиска путей формирования ва- леологической грамотности учащихся, личностных установок на здоровый образ жизни, ответственного отношения к собственному здоровью. Эти за- дачи не могут быть решены силами только медицинской науки и практиче- ского здравоохранения. По мнению ученых, все в большей степени ответст- венность за её выполнение переносится из сферы научных, медицинских, экологических исследований и разработок в сферу просвещения. Здоровье человека определяется комплексом взаимосвязанных факто- ров как социального, так и природного происхождения. Среди них наи- большее влияние оказывают образ жизни человека, качество окружающей среды, наследственность, качество жизни (степень удовлетворения своих потребностей). Реакция организма проявляется в целостном ответе на всю совокупность данных факторов в виде изменения функционального со- стояния. Поэтому необходимо рассматривать все факторы, влияющие на здоровье, в их единстве и взаимосвязи. В связи с этим мы считаем, что просвещение студентов в вопросах сохранения и укрепления здоровья должно осуществляться с позиций эколого-валеологического подхода. Ориентация на экологический подход объясняется необходимостью изуче- ния человека, различных аспектов его здоровья во взаимосвязи с окру- жающей средой.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=