Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

70 ную компетентность личности, он проявляется в поступках и трудовой деятельности специалиста. Опыт служит мерой оценки человеком как сво- их поступков, так и поступков окружающих, результатов профессиональ- ной деятельности. Политехнический опыт является личностным образова- нием, характеризующим способность человека к трудовой деятельности. Важнейшей его характеристикой является универсальность, которая со- стоит в том, что он может быть перенесен из одного вида деятельности в другой. Опыт будущего специалиста выступает как отражение политех- нической деятельности в форме знаний и умений в сознании человека, на- правленных на понимание сущности производственных процессов и воз- можности ими управлять. В-четвертых, формирование системы политехнических знаний, кото- рые выполняют функции теоретической и методологической основы по отношению к другим учебным знаниям. Политехническое знание есть ре- зультат синтеза субъективно нового знания, исходными компонентами ко- торого являются естественнонаучные, технико-технологические знания, личный опыт, ценностное отношение к результатам деятельности и взаи- модействие субъектов. Значительная роль в формировании знаний об осо- бенностях общественных и производственных отношений и развитии уме- ния ориентироваться в системе этих отношений должна принадлежать не только предметам естественнонаучного, общетехнического и специального циклов, но и дисциплинам гуманитарного цикла: раскрытие объективных законов развития общественных отношений; изучение истории развития общества; ознакомление с основами экономики, с организацией современ- ного производства и структурой народного хозяйства. В-пятых, формирование умений студента, которые делают его при- годным к осуществлению будущей профессиональной деятельности. Эта система должна включать: умение моделировать политехнические законо- мерности, умение прогнозировать результаты своей деятельности, умение организовать свою деятельность и работу коллектива, умения по переносу политехнических знаний одного вида деятельности в другую с целью ре- шения новых производственных задач. В-шестых, формирование культуры общения, которая также является элементом политехнической подготовки. Отсутствие культуры общения будет препятствием трансляции знаний от человека к человеку. Трансляция накопленной информации имеет особый социальный механизм, трансфор- мирующий ее во все аспекты деятельности человека. В-седьмых, управление качеством политехнической подготовки. Ка- чество политехнического образования, как результат образовательного процесса, является предметом проектирования всех субъектов управления. Качество образования необходимо рассматривать не только с точки зрения специалиста и работодателя, но и с позиции его соответствия обра- зовательным стандартам.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=