Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.
69 ния развития техники, производства, общественных отношений и будуще- го цивилизации. Политехническую деятельность мы понимаем шире, чем это было традиционно принято в педагогике. При расширенном понимании к со- держанию политехнической деятельности должна относиться не только работа с использованием технических устройств, но и методы, средства, технологические приемы профессиональной деятельности вообще и, в ча- стности, учебной деятельности. Политехническую деятельность нельзя сводить только к использованию технических средств – это понятие значи- тельно шире. Мы считаем, что целью политехнической подготовки являет- ся (кроме общих целей профессионально-технического образования) вос- питание политехнической компетентности специалиста. В процесс политехнической подготовки можно включить следующие компоненты. Во-первых, формирование пропедевтического знания, кото- рое служит основой синтеза субъективно нового – политехнического зна- ния. При этом надо учитывать отличие формы представления знания в учебном материале от его представления в научном исследовании. Н. С. Антонов писал: «Научные дисциплины, изучаемые в вузе, являются дидактически обоснованными учебно-познавательными комплексами на- учных знаний, практических умений и навыков, относящихся к определен- ной области наук. Поскольку в этих дисциплинах отражены определенные взаимосвязанные явления объективной действительности, то они не могут быть абсолютно изолированными и в учебном процессе» [1]. Учебные дисциплины представляют отдельные отрасли науки со своим языком, по- нятийным аппаратом, методологией, методикой, предметом исследования. Однако они должны изучаться взаимосвязанно и взаимобусловленно. Ус- тановление межпредметных связей является условием синтеза субъективно нового знания. При этом должен реализоваться процесс переноса знаний, приемов, методов из одной дисциплины в другую, совмещение их концеп- туальных полей и синтеза субъективно нового – политехнического знания. Субъективно новое знание не сформируется в сознании студента, если изучать учебные предметы не взаимосвязанно. Во-вторых, формирование эмоционально-ценностного отношения сту- дента к процессу и результатам политехнической подготовки. Студент дол- жен понимать, что политехнические знания, умения и опыт являются его личной ценностью, что они могут быть использованы в его практической деятельности, что политехническая компетентность является не только важной составляющей его профессиональной, но и общей компетентности, так как позволяет свободно ориентироваться в сфере профессиональной деятельности и во многих жизненных ситуациях в условиях технической цивилизации. В-третьих, формирование опыта политехнической деятельности. По- литехнический опыт входит составляющим элементом в профессиональ-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=