Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

68 В. Г. Подзолков ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ Проблема качества профессионально-технической подготовки спе- циалистов сегодня является особенно актуальной и ее разрешению должно способствовать политехническое образование. Прежде чем переходить к определению содержания политехнической подготовки необходимо ус- тановить ее цели и задачи, выявить как они изменились по сравнению с «советским периодом» развития политехнизма. При определении целей и задач политехнической подготовки необходимо применение прогности- ческого подхода, что должно позволить с некоторым упреждением учесть тенденции в образовании для внесения необходимых корректив. К настоя- щему времени в отношении определения целей политехнической подго- товки единого мнения среди педагогов нет. Это является следствием того, что определенности в целеполагании не было и в советский период, а в на- стоящее время такие исследования только начинаются и не подвергаются еще широкому обсуждению. Сущность политехнической подготовки определял выдающийся уче- ный-политехнист П. Р. Атутов: «Политехническое образование мы понима- ем как процесс усвоения учащимися общих научных основ современного производства, овладения его типичными объектами и развития у школьни- ков на этой основе политехнического мышления и качеств личности» [2]. Такой подход вызывает определенные замечания. Например, можно согласиться с целевыми установками политехнического обучения П.Р. Ату- това на развитие «политехнического мышления и качеств личности». Одна- ко гуманистическая направленность современной педагогики предполагает отказ от трактовки политехнического образования как процесса подготов- ки студента только в качестве субъекта производительных сил. Для нее ха- рактерен культурологический подход к процессу обучения. В рамках этого подхода образование рассматривается как процесс культурного наследова- ния, содержание культуры определяется системой способов освоения лич- ностью окружающего мира. Вызывает сомнение и тезис о том, что целью политехнического образования является только изучение «общих научных основ современного производства, овладения его типичными объектами». Мы считаем, что в процессе политехнического обучения передается духовный опыт человечества, прежде всего, через общение с преподавате- лем, как носителем такого опыта. Сегодня уже нельзя изучать научные принципы современного производства без учета взаимодействия этого производства с человеком и окружающей средой. Следовательно, важной задачей политехнического образования на всех уровнях обучения выступа- ет многофакторное, междисциплинарное осмысление проблем соотноше-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=