Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

65 Анализ литературы и опыта организации образовательного процесса в высшей школе позволяет нам понимать под теоретико-методическим обеспечением изучения педагогики совокупность педагогических теорий и подходов, дидактических принципов, содержания образования, методов и средств обучения, используемых в учебном процессе. Мы считаем, что фундаментом для теоретико-методического обеспе- чения изучения педагогики на иностранном языке должна стать идея меж- дисциплинарных связей, актуальная в контексте востребованных в обще- стве исследований на стыке наук. Именно междисциплинарный подход необходим для того, чтобы студенты могли заниматься комплексными на- учными исследованиями с широким диапазоном перспектив и общаться друг с другом не только в рамках своей узкой специализации [5]. Поэтому теоретико-методическое обеспечение изучения педагогики на иностранном языке должно включать в себя не только базовые знания из области отече- ственной педагогики, но и культурологический компонент, под которым мы подразумеваем рассмотрение особенностей воспитания, обучения, пе- дагогического общения за рубежом и основы сравнительной педагогики. Накопление знаний, формирование у будущего специалиста культур- ных ценностей, навыков межкультурного общения и творческого отноше- ния к профессиональной деятельности происходит благодаря грамотному отбору содержания образования [6, c. 53]. Основными компонентами со- держания образования, согласно С. А. Смирнову, являются система науч- ных знаний; опыт практической деятельности, опыт творческой деятельно- сти и опыт ценностных отношений [4, с. 185]. Проектируя теоретико-методическое обеспечение изучения педагоги- ки на иностранном языке целесообразно также опираться на дидактиче- ские принципы, под которыми понимают «положения, выражающие зави- симость между целями подготовки специалистов с высшим образованием и закономерностями, направляющими практику обучения в вузе» [1, с. 146]. Основываясь на работахВ. А. Ситарова и А. А. Андреева, мы выделили наиболее значимые для отбора содержания курса педагогики дидактические принципы. Среди них: принцип научности , поскольку динамичное и стре- мительное развитие науки и общества должно постоянно учитываться в учебных дисциплинах; принцип доступности , являющийся на данный момент весьма актуальным, если учесть огромный выбор источников ин- формации [3, с. 209–216]; принцип ориентированности образования на раз- витие личности будущего специалиста ; принцип оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе ; принцип соответствия результатов подготовки специалистов требо- ваниям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечения их конкурентоспособности [1, c.149]. В качестве методической части теоретико-методического обеспечения должны быть подобраны методы и средства обучения, соответствующие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=