Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

63 аудиторной работы. Анализ опыта работы кафедры педагогики ТГПУ им. Л. Н. Толстого в данном направлении показывает, что наиболее про- дуктивно это происходит в различных видах внеаудиторной работы, кото- рая допускает свободу выбора форм, средств, методов творческого взаи- модействия преподавателей, студентов, аспирантов, молодых учителей. Внеаудиторная работа располагает большими возможностями для удовле- творения запросов и интересов каждого студента в той мере, в какой нель- зя это сделать в учебном процессе. Мы определяем внеаудиторную работу как деятельность, где наиболее полно проявляются творческие возможно- сти студентов. Проведённое нами исследование результатов внеаудитор- ной работы по педагогике и непосредственное участие во всех формах этой деятельности в течение двух последних лет позволило выявить ряд условий, от которых зависит эффективность развития творческого потен- циала студентов педагогического вуза, а именно: – построение образовательного процесса на основе идей и практики личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения, обеспечивающих формирование субъектно-творческой позиции студента в процессе профессиональной подготовки; – стимулирование мотивации студентов к участию в творческой дея- тельности во внеаудиторной работе по педагогике с учетом их познава- тельного интереса, индивидуального творческого потенциала; – использование эвристических заданий, направленных на повышение творческой мотивации и креативного мышления студентов, ориентирую- щих их на создание нового, оригинального продукта в учебной и научно- исследовательской деятельности; – применение методов и приемов, стимулирующих продуктивность творческого мышления за счет расширения индивидуального опыта твор- ческой деятельности студентов, ведущим из которых выступает метод мо- делирования проблемных ситуаций; – педагогическое содействие студентам в приобретении творческого опыта посредством обучения технологии решения нестандартных заданий и поэтапное их приобщение к научно-поисковой деятельности, стимули- рующей формирование первичного опыта самостоятельного авторского решения научных проблем; – использование приема рефлексивной педагогической оценки ре- зультата творческих усилий студентов, который оценивается как самим студентом, так и преподавателем в режиме конструктивного анализа как самоценного продукта личностного роста обучаемого; – создание ситуаций творческого обсуждения, поиска, проектирова- ния в процессе подготовки и реализации различных форм внеаудиторной работы по педагогике (клуб «Педагог», педагогическая олимпиада, соци- ально-педагогические проекты, педагогические чтения и др.);

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=