Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

62 гическое творчество. Знание его специфики является ещё одним показате- лем когнитивного компонента, в структуру которого входит и творчески ориентированный педагогический кругозор. Его показателями выступают: знание педагогических концепций, авторских школ; знание креативной пе- дагогики и психологии; знание творческого педагогического опыта; глубо- кое знание и понимание своего предмета; общекультурная компетент- ность. Вместе с тем для педагога-мастера, педагога-творца мало знать свой предмет и быть эрудитом. Необходимо так преподнести это знание, чтобы оно вызвало живой отклик у слушателей, пробудило у них желание к по- знанию, а для этого важно знать и владеть разноплановым педагогическим инструментарием. К инструментарию такого рода относят педагогические технологии, средства, формы, методы и т. д. Мастерское владение таким инструментарием есть проявление компонента деятельностного. Деятельностный компонент творческого потенциала педагога обес- печивает проявление других потенциальных творческих особенностей его личности, способствует творческой организации им образовательного про- цесса. В качестве важнейшей составляющей данного компонента выступают творческие способности педагога: генерирование идей, создание нестандарт- ных композиций из стандартных элементов, соединение традиционного и инновационного, аранжировка и детализация высказанных ранее идей и предшествующего опыта, способность находить позиции сближения в не- схожих явлениях и позиции расхождения в явлениях близких по сути, свобо- да ассоциаций, быстрое реагирование на изменения, видение незнакомого в знакомом, выявление скрытого замысла, осмысление и учёт многомерности педагогических явлений, плодотворное с позиции творчества использование актов общения, продуктивное использование «эффекта зеркал» (отражение творчества педагога в творчестве воспитанника и творчества воспитанника в творчестве педагога), частота, чёткость, эмоциональная насыщенность и продолжительность творческого представления, отказ от тупиковых твор- ческих решений и стимулирование нового творческого поиска, рефлексия, совершенная речь. Каждый из названных элементов может существовать в отдельности и с успехом активизироваться в педагогической практике, на- учной деятельности, но вместе они усиливают друг друга и расширяют сам творческий потенциал личности педагога, придают ему дополнительную мощь. К деятельностному компоненту, как мы отмечали выше, относится творческое владение педагогическим инструментарием. Подобное владение приходит к педагогу в процессе активных действий, практики, упражнений и постепенно становится его достоянием, элементом его творческого потен- циала. Оно невозможно без первоначальной отработки необходимых умений и навыков. Но чтобы владение педагогическим инструментарием действи- тельно стало творческим, необходимо «включение» воображения. Развитие каждого, выше рассмотренного, компонента творческого по- тенциала студента педвуза возможно в ходе учебных занятий и вне-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=