Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

61 Н. В. Мартишина в творческом потенциале личности педагога вычле- няет три дополняющих друг друга компонента – ценностный, когнитив- ный, деятельностный. В содержание каждого из названных компонентов, по убеждению автора, входят специфичные, присущие именно педагогиче- ской профессии черты [3]. Ценностный компонент связан с мировоззренческой позицией чело- века, с его личностными приоритетами. Он отражает признание творчества как ценности, жизненной необходимости, принятие образов творческих личностей в качестве ориентиров в судьбе и в профессии, во многих дру- гих вопросах аксиологического характера. Педагогу, деятельность которого по определению является творче- ской, необходимо осознать ценностную природу самого творчества. Она заключается в первую очередь в возможности описания с позиций творче- ства (разного по природе, личностно-общественной окраске, масштабно- сти, последствиям, оценке) всех трех проекций картины мира (прошлое, настоящее, будущее), их сопоставления, соединения, перехода из одного состояния в другое, многомерности и неоднозначности явных и скрытых причинно-следственных связей. Творческое описание и осмысление кар- тины мира тесно связаны с аккретаксией – отражение способности твор- цов усиливать значение известных ранее ценностей и формировать новые ценностные установки. Ещё одним проявлением ценностной природы творчества является заложенная в нём возможность ценностного прогно- зирования. Творчество присутствует в педагогических ценностях, которые в науке трактуются как нормы, регламентирующие педагогическую дея- тельность и выступающие как познавательно-действующая система, кото- рая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся об- щественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Здесь в разных ракурсах предстают творческий характер педаго- гической деятельности, творческое преодоление разрывов между реаль- ным и идеальным, производные креативных способностей, становление и развитие творческой индивидуальности самого педагога и его шаги по раскрытию творческого мира своих воспитанников, творческое самов ы- ражение всех участников образовательного процесса и творческие отн о- шения между ними. Существенным элементом ценностного компонента творческого потенциала личности педагога является наличие идеалов и образов-ориентиров в жизни и в профессии. И то, и другое стимулирует процессы жизненного и профессионального самосовершенствования, с а- моактуализации, самореализации. Когнитивный компонент отражает многоплановость знания, способ- ствующего пониманию и реализации на практике творческой сути педаго- гической деятельности. В первую очередь это знания о человеке, личности, её креативности. Креативность педагога находит отражение в его профес- сиональной деятельности, в том, что принято характеризовать как педаго-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=