Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.
60 Г. Т. Нозадзе ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ ПО ПЕДАГОГИКЕ В условиях модернизации современного российского образования возрастают требования к подготовке учителя. Школа ждёт профессиональ- но-компетентных, творчески развивающихся, гуманных педагогов, у кото- рых превалируют духовно-нравственные качества, ярко выражены субъект- ная позиция, индивидуальный стиль деятельности и богатый творческий потенциал. Современного учителя должны отличать инициатива и ответст- венность, потребность в постоянном обновлении и обогащении своих знаний, способность смело принимать нестандартные решения и активно проводить их в жизнь [4]. В связи с этим актуализируется проблема ста- новления и развития творческого потенциала студентов педвуза. Творческий потенциал является одним из важных качеств личности современного педагога и формируется на основе накопленного им соци- ального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригиналь- ные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенство- вать исполнение своих профессиональных функций. Только педагог-творец может обеспечить личностное, социальное, по- знавательное и коммуникативное развитие ученика [1]. Творческий потенциал определяется некоторыми исследователями как наличие у педагога скрытых, неиспользованных резервов в области профессиональной деятельности. В качестве его составляющих нередко называют природные задатки, работоспособность, избирательный интерес к деятельности, увлеченность делом, нестандартность мышления, способ- ность к самосовершенствованию. Проблеме развития творческого потен- циала будущих учителей посвящены многие психолого-педагогические ис- следования, среди которых следует отметить работы Е. В. Бондаревской, Д. А. Горбачёвой, Л. В. Елагиной, В. И. Загвязинского, Н. В. Мартишиной, А. А. Севрюковой, Е. А. Шамриной, И. М. Яковенко. Общим в их трудах является то, что в характеристику творческого потенциала авторы включа- ют творческие ресурсы личности, её психические возможности, способно- сти, структурированные резервы креативности, личностную энергию и про- дуктивные механизмы самоактуализации. При этом учёные по-разному структурируют данный феномен. Ряд учёных рассматривает творческий потенциал как сложное личностно-деятелъностное образование, включаю- щее мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты, отражающие совокупность личност- ных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития [2].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=