Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

58 Важным моментом в дидактическом методе «Чтение через письмо» является тезис о саморегулируемом индивидуализированном учении, ко- торое предусматривает самостоятельность каждого ребенка. «Вместо тра- диционного букваря учащихся должен поддерживать структурированный свободно комбинируемый материал в виде рабочих листов, тетрадей для чтения, игр» [1, 51]. Учитель при этом выступает в качестве модератора, который лишь направляет процесс учения, подбирая учащимся различный материал к занятиям. Этот тезис о саморегулируемом учении учащихся начальной школы (а это дети 6–7 лет) кажется несколько утопичным, по- скольку дети в этом возрасте все-таки нуждаются в большей заботе и ру- ководстве со стороны учителя. Дети не должны быть предоставлены на за- нятии самим себе. Рассмотрев в общих чертах сущность метода Ю. Райхена, следует об- ратиться к исследованиям, проведенными немецкими специалистами, целью которых было выяснить эффективность применения различных ме- тодов преподавания при обучении учащихся письму. Исследование, про- веденное в городе Марбург в 2005 году, показало, что контрольные группы учащихся, в которых преподавание велось с использованием метода «Чте- ние через письмо», имели гораздо больше проблем с чтением и письмом по сравнению с группами, в которых велось традиционное обучение с ис- пользованием букварей. После двух лет обучения в группах, обучающихся по методу «Чтение через письмо», почти 23 % учащихся имели серьезные проблемы с орфографией, в традиционных группах этот показатель не превышал 5–6 %. Исследователи констатировали факт, что особенно сла- бые результаты показали учащиеся с плохой успеваемостью вообще, дети переселенцев, а также дети малообразованных родителей. Ренате Валтин, которая является руководителем отдела «Педагогики для начальных клас- сов» при Берлинском университете им. Гумбольдтов, и мнение которой было приведено в статье М. Дворжака «Bildung: Schon wida ferpend» в жур- нале «Шпигель», иронично отмечает: «Что касается детей, у которых обра- зованные родители, то для них свободное письмо может быть и прекрасная вещь, поскольку у них и без него имеются иные многочисленные источни- ки литературного немецкого языка. Так что школа вряд ли уже что сможет испортить» [5, 12]. Интересные мнения об этом методе можно прочитать на многочис- ленных интернет-форумах [6]. Родители и учителя, которые почувствовали особенности метода «Чтение через письмо» на своих детях, бьют тревогу. Отмечая первоначальные быстрые успехи, они говорят о том, что в треть- ем классе, когда происходит переучивание ребенка на правильную орфо- графию, наступает отрезвление. Индивидуальная орфография, которая развилась в предыдущих классах, уже закрепилась в головах детей, чувст- вующих еще большую неуверенность в себе вследствие того, что то, за что раньше хвалили, теперь рассматривается как ошибка. Еще одна родитель-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=