Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

57 использовать данный метод, в частности, для обучения русскому языку как родному. Так, на базе гимназий № 10 и 38 города Белгорода в 1994 году проводился эксперимент с применением метода Ю. Райхена [8]. Кроме то- го, данный метод может быть с большой вероятностью использован в на- ших школах при обучении детей младшего школьного возраста немецкому языку. Чтобы понять, стоит ли вообще применять в России данный метод, следует рассмотреть его сущность, а также проанализировать опыт его ис- пользования в самой Германии. Основные тезисы, на которых базируется метод Ю. Райхена, могут быть сформулированы следующим образом: «1. применение специальных буквенных таблиц, в которых искомый звук находится в начальной позиции. С опорой на эти таблицы дети сами могут записывать любые слова и, таким образом, учатся также и читать; 2. использование психологического принципа саморегулируемого обу- чения при минимальной помощи со стороны учителей и родителей; 3. работа в школьных мастерских, где работа организуется временны- ми блоками, без выделения отдельных предметов и имеет индивидуальную направленность» [3, 27]. Сущность данного метода состоит в том, что письмо предшествует чтению и одновременно является основой для того, чтобы научиться чи- тать. Важную роль в этом процессе играют таблицы букв, разработанные самим Ю. Райхеном (Anlauttabellen). Дети находят в этой таблице нужные звуки и затем с помощью соответствующей буквы записывают их. Это возможно, поскольку, по мнению Ю. Райхена, «…в принципе с каждым звуком соотносится только один буквенный знак. …Ребенку надо только осознать и усвоить это соотношение между звуками и буквами [2, 18–19]. Данное положение представляется весьма спорным, поскольку более при- стальное рассмотрение данного вопроса позволяет говорить о том, что в немецком языке такое однозначное соответствие между звуком и буквой скорее является исключением, чем правилом. [4]. Процесс овладения на- выками чтения, по мнению Ю. Райхена, является естественным процессом, а его побочным эффектом выступает письмо. При этом ни учителя, ни ро- дители не должны вмешиваться в процесс овладения ребенком навыками письма. Чтобы не снижать мотивацию ребенка и не ограничивать его ра- дость от овладения письмом, необходима полная толерантность к неиз- бежно появляющимся орфографическим ошибкам. «Дети должны писать, что они захотят» [2, 18]. Здесь необходимо сделать следующее замечание: на третьем году обучения, дети, которые раньше обучались по методу Ю. Райхена, приходят в обычную школу, где учителя начинают учить их правилам орфографии. Правда, как это сделать, Ю. Райхен нигде не гово- рит. Полагаем, что процесс переучивания потребует в свою очередь разра- ботки другого метода, для того чтобы сделать усвоение правил орфогра- фии менее болезненным после обучения по Ю. Райхену.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=