Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

55 вий; отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. К средствам учебной деятельности относят: – мыслительные операции, лежащие в основе познавательной и ис- следовательской функций учебной деятельности (анализ, синтез, обобще- ние, классификация и др.); – знаковые (языковые) вербальные средства, в форме которых усваи- вается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт; – фоновые знания, посредством включения в них новых знаний струк- турируется индивидуальный опыт ученика. Способ учебной деятельности – систем действий, позволяющая полу- чать знания. Продуктом учебной деятельности является структурированное и ак- туализируемое знание, а также внутренние новообразования в психике и деятельности (мотивационные, ценностные, смыслообразующие). Продукт учебной деятельности органично входит в индивидуальный опыт. От его структурной организации, системности, глубины, прочности во многом за- висит дальнейшая деятельность человека, успешность его общения, про- фессиональной деятельности. Необходимо отметить, что учебная деятельность студента педагогиче- ского вуза имеет ряд особенностей, связанных со спецификой контингента студентов, выбравших для себя профессиональной педагогическое образо- вание. По данным социологических и психолого-педагогических исследо- ваний последних лет (Собкин В. С., Ткаченко О. В.) установлено, что рекру- тирование в педагогическую профессию уже на этапе получения высшего педагогического образования сориентировано на более слабые социальные группы (по сравнению с техническими вузами) по уровню их школьной подготовки. Причем обучение в педагогическом вузе все больше рассмат- ривается студентом как определенный этап не только собственного разви- тия, но и «плацдарм» для дальнейшей личностной и социальной самореали- зации, но не в сфере образования [2]. Эти данные подтвердились и при анализе продуктов деятельности студентов 1 курса ФЕН. Около 40% пер- вокурсников в эссе на тему «Почему я выбрал педагогическую профессию и решил поступить в ТГПУ им. Л. Н. Толстого» указали, что не планируют заниматься педагогической деятельностью в будущем, поступили в ТГПУ, так как не прошли в медицинские или фармацевтические вузы. Более 25 % высказали нежелание серьезно изучать педагогические дисциплины, так они уверены, что в будущем они им не понадобятся. Таким образом, теоретиче- ское погружение в проблемы и пилотное анкетирование студентов показало, что учебная деятельность первокурсников педагогического вуза имеет свои специфические черты и требует более детального исследования. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить учебную деятельность студента I курса педагогического

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=