Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

54 деятельности особенно сильно сказывается тогда, когда с первокурсниками не проводится специальная работа, направленная на осмысление ими особенно- стей вузовского обучения, и их внимание не акцентируется на необходимости овладения новыми способами и технологиями учебной деятельности. Для научного исследования проблемы формирования учебной дея- тельности студентов необходимо определить сущностные характеристики самого понятия «учебная деятельность». В «Российской педагогической энциклопедии» деятельность рас- сматривается как «специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и соци- альной действительности ... Любая деятельность, осуществляемая ее субъ- ектом, включает в себя предмет, цель, средства, сам процесс преобразова- ния и его результат». Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выявить следующие свойства деятельности: – цепеполагание , отличающее человеческую деятельность от реактив- ности животных на основе их приспособления к условиям существования; – преобразующий характер деятельности человека, выражающийся в перспективе совершенствования окружающей действительности и са- мого себя; – субъективность, состоящая в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и моти- вами, определяющими направленность и избирательность деятельности; – осознанность , проявляющаяся в прогнозировании деятельности че- ловека, его перспективных устремлениях и раскрывающая человека как деятельный субъект; – предметность , выражающая объективно материальную основу че- ловеческой деятельности, ее связь с предметным миром. В педагогической литературе как основные выделяются игровая, учебная и трудовая виды деятельности (Каган, Кузьмина, Ильясов, Сла- стенин и др). В области наших интересов находится деятельность учебная. Мы придерживаемся точки зрения А. К. Марковой и понимаем под учебной деятельностью деятельность субъекта по овладению обобщенны- ми способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач [1]. Ряд исследователей (П. Я. Гальперин, И. И. Ильясов, А. М. Матюшкин, А. В. Петровский, Н. Ф. Талызина и др.) выделяют сле- дующие признаки учебной деятельности: – направленность на овладение учебным материалом и решение учеб- ных задач; – освоение общих способов действий и научных понятий; – изменение поведения и мотивации обучаемого. Учебная деятельность имеет определенную структуру и содержание. Анализ содержания учебной деятельности начинается с определения ее предмета : усвоение знаний; овладение обобщенными способами дейст-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=