Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.
52 Рассмотрим возможности дисциплины «Педагогика» (на примере мо- дуля «Теоретическая педагогика») для формирования у будущих учителей готовности к профессиональному самообразованию. Данный модуль изу- чается студентами во втором семестре первого года обучения, поэтому на этом этапе важно выяснить ценностное отношение студентов к самообра- зованию, их представление о нем. Также во время изучения тем модуля «Теоретическая педагогика» целесообразно будет начать формирование мотивационного компонента готовности к профессиональному самообра- зованию, т. е. преподаватель может заинтересовать студентов педагогиче- ской деятельностью, учитывая особенности конкретных студентов. Содержание тем модуля «Теоретическая педагогика» позволяет пре- подавателю подготовить студентов для дальнейшего, более глубокого формирования готовности к профессиональному самообразованию. На- пример, при изучении темы «Педагогика как наука: объект, предмет, мето- ды исследования, основные категории» в процессе рассмотрения таких ка- тегорий педагогики как «образование» и «воспитание» можно обсудить со студентами важность самовоспитания и самообразования, их роль в разви- тии личности будущего специалиста. Для этого в занятия целесообразно включать работу с текстами (афоризмами, отрывками из художественной, публицистической литературы и т. д.) и их обсуждение. Например, при рассмотрении высказывания Э. Тельмана «Каждый человек получает два воспитания: одно дают ему родители, передавая свой жизненный опыт, другое, более важное, он получает сам» следует обсудить со студентами то, на основе чего человек получает воспитание сам и можно ли обойтись без самовоспитания. Таким образом, в ходе дискуссии обучающиеся могут выразить свое отношение к самовоспитанию. Тема «Образование как цен- ность, процесс и результат. Сущность процесса обучения» тесно связана с подготовкой студентов к самообразовательной деятельности. Соответст- венно, при рассмотрении данной темы преподаватель может познакомить студентов с понятием «самообразование», его сущностью и особенностя- ми. Для этого можно использовать презентацию, работу с текстом. На дан- ном этапе полезно будет предложить студентам составить список возмож- ностей личностного саморазвития. При изучении функций классного руководителя в теме «Взаимодействие педагога с коллективом учащихся, родителями, общественными организациями, другими социальными парт- нерами» преподаватель может уделить внимание саморазвитию педагога и мотивации к этому. Мы предполагаем в ходе занятий активно использовать диагностиче- ские методики, направленные на выявление у студентов потребности в са- моразвитии и самообразовании, способности к этому, а также факторов, стимулирующих, либо мешающих самообразовательной деятельности. Это поможет проследить динамику изменений отношения обучающихся к ин- тересующей нас проблеме, а также спланировать дальнейшую деятель-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=