Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

51 специалиста как личности: создает у субъекта устойчивое ощущение с е- бя в профессии, способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности. Особенно это важно для подготовки будущего педагога. Исследователи рассматривают самообразование как процесс, тре- бующий специального педагогического обеспечения; процесс, который возникает не стихийно, а лишь в результате специально организованного педагогического влияния (А. К. Громцева, А. В. Баранников, Г. М. Код- жаспирова, Б. Ф. Райский и др.) [2]. Тенденции развития и усиления само- образования в общей системе обучения студентов выдвигают задачу по- стоянного совершенствования форм и методов обучения, педагогического руководства и контроля в работе преподавателя в этом направлении [1]. Необходимо обозначить, что же такое «готовность к профессиональ- ному самообразованию» в контексте подготовки будущего педагога. Существуют различные взгляды на определение этого понятия. Т. Е. Климова подразумевает под готовностью к профессиональному само- образованию сложное, динамично развивающееся качество личности будущего учителя, характеризующееся наличием интегративных профес- сионально-педагогических знаний, профессионально-творческих самооб- разовательных умений и мотивов, соответствующих потребностям данной деятельности [3]. С. В. Юдакова определяет готовность к педагогическому самообразованию как целостную характеристику личности учителя, отра- жающую умения организовывать и осуществлять педагогическое самооб- разование. В свою очередь, педагогическое самообразование – это само- стоятельная познавательная деятельность учителя, представленная как: – творческая самореализация на основе профессионального само- сознания; – способ профессиональной социализации; – принцип профессиональной деятельности; – самоорганизованное личностное и профессиональное развитие [4]. Соответственно, процесс формирования готовности к профессиональ- ному самообразованию должен опираться на содержание компонентов го- товности к профессиональному самообразованию. Большинство специали- стов сходятся на том, что это мотивационный (ценностные ориентации, интересы, мотивы к получению знаний, умений и навыков в области педа- гогики и образования), когнитивный (знания о возможностях, источниках самообразования в будущей профессиональной деятельности), деятельно- стный (умения в области самообразования) и рефлексивный (самокон- троль, самоанализ и самооценка) компоненты. Наиболее важно уделить внимание этой проблеме в процессе изуче- ния педагогики, т. к. это профильная дисциплина для студента педагогиче- ского университета, она во многом определяет успешность его дальнейшей профессиональной деятельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=