Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.
49 На первом – подготовительном – создаётся мотивационная установ- ка, разъясняются цель и задачи работы над произведением, даются м е- тодические советы и определяются содержание конкретных заданий и формы отчётности. По ходу лекционных занятий преподаватель пока- зывает образцы анализа ведущих положений первоисточников для о с- мысления педагогических проблем, обращает внимание студентов на необходимость учёта рекомендаций по самостоятельной работе, пред- ставленных в УМК. Второй этап – это непосредственная работа с первоисточником. Она включает, во-первых, работу с текстом под руководством преподавателя на семинарском занятии, во-вторых, внеаудиторную самостоятельную работу студента в связи с подготовкой к семинарскому занятию. При этом само- стоятельная деятельность студентов предполагает умение быстро найти рекомендованный для изучения первоисточник; применить методические требования по работе с первоисточником. Это предусматривает – знание автора, его мировоззрения, общественно-исторической си- туации, в которой была написана работа; – знание точного названия работы, года её написания; – общее ознакомительное чтение текста и первичное его осмысление с учётом имеющихся знаний и поставленных заданий (вопросов); – фиксацию результатов в виде составления плана, тезисов, выписок цитатного материла, конспектов. Составление плана предполагает выделение структуры и общей логи- ки работы. Для составления плана следует разделить текст на части, каж- дая из которых должна охватывать определённую проблему или вопрос, поднимаемый автором. Затем необходимо озаглавить каждый пункт плана и пронумеровать заголовки (простой план). Если каждый пункт плана раз- бивается на частные вопросы и подзаголовки, то результатом является сложный план. Планы имеют особое значение при подготовке устных вы- ступлений на основе анализа текстов. Тезисы представляют собой кратко сформулированные основные по- ложения статьи, работы, книги, трактата. Тезисы кратко передают содер- жание основных идей и мыслей автора; могут быть текстуальными (цитат- ными) и свободными. Выписки из первоисточников содержат конкретные факты, аргумен- ты; осуществляются в виде цитат и предполагают кавычки, указание вы- ходных данных работы, страниц. Конспект – это один из основных видов работы с первоисточниками; представляет собой изложение материала в логике автора; способствует формированию ряда аналитических умений. Немаловажное значение при конспектировании имеют определённые записи и пояснения, отражающие собственное отношение к тем или иным педагогическим идеям. Конспект может быть простым (по всему тексту), сложным (с учётом проводимого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=