Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

48 изучения произведений педагогов-классиков предполагают реализацию следующих принципов: – научности и доступности: обеспечение применения утвердившихся в науке положений для осмысления педагогических категорий и понятий (образование, воспитание, обучение, развитие и др.) в их исторической ди- намике, во взглядах различных мыслителей; раскрытие и показ внутренней связи понятий, идей с мировоззрением автора; определение объёма и по- этапности работы с первоисточником; – системности: постоянное на протяжении изучения всех тем курса работа с произведениями педагогов, позволяющая проследить развитие ве- дущих педагогических идей и концепций, осуществить сравнительно- сопоставительный анализ взглядов мыслителей на наиболее важные педа- гогические проблемы (цель и задачи воспитания, образования, содержание и организация данных процессов, принципы их реализации, деятельность школы, требования к учителю и т. д.); – связи теории с практикой: соотнесение ведущих теоретических по- ложений с реальной педагогической практикой той эпохи, страны, пред- ставителем которой является данный автор; видение актуальности автор- ских педагогических позиций для современности; – целостности: рассмотрение отдельных теоретических положений (идей) как части целостной концепции: например, сущность классно- урочной формы обучения в общей пансофической теории Я. А. Коменско- го, идея трудовой подготовки как составляющая общей программы воспи- тания джентльмена у Дж. Локка; идея природосообразности в концепциях свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо и Л. Н. Толстого, идея организации народной школы в контексте педагогических учений К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева и т. д. Работа с первоисточниками произведений выдающихся педагогов предполагает: – варьирование объёма изучаемого текста на разных этапах самостоя- тельной работы (от отдельных высказываний, фрагментов до полного со- держания текстов); – глубину анализа, включая и методологический аспект произведения; – сочетание различных форм фиксации результатов анализа педагоги- ческого произведения (или его фрагмента). Типовые задания включают: – составление конспекта рекомендованного первоисточника; – тезисные выписки; – выписки цитат (или соотнесение предложенных цитат с фамилией автора и названием произведения); – составление сравнительных таблиц педагогических теорий и идей. Организация самостоятельной работы студентов с первоисточниками предусматривает несколько этапов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=