Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

47 времени; дают представления о ведущих педагогических идеях и концеп- циях различных исторических эпох; позволяют проследить преемствен- ность во взглядах авторов на важнейшие теоретические понятия в области воспитания и образования; содействуют осознанию потребности в актуа- лизации наиболее существенных педагогических положений с учётом со- временной действительности. При отборе первоисточников для самостоятельной работы учитыва- ются требования к содержанию программы дисциплины, а также дидакти- ческое значение рекомендованных для изучения работ (наиболее яркие от- рывки из текстов, произведения и статьи, позволяющие максимально полно представить сущность педагогического наследия мыслителей, пути совершенствования практики образования и воспитания). Большинство из них помещены в хрестоматиях по истории зарубежной (сост. А. И. Пискунов) и отечественной (сост. С.Ф. Егоров, А. Н. Алексеев, А. В. Овчинников и др.) педагогики; многотомном издании «Антология педагогической мысли России», отраслевых антологиях (например, по тру- довому воспитанию). Основными видами первоисточников по истории педагогики являют- ся: памятники древней письменности, древние рукописи по вопросам вос- питания и обучения, официальные документы (законы, циркуляры, докла- ды и т. д.), учебники и учебные пособия, программы и другие материалы, характеризующие работу школы; сочинения выдающихся педагогов, тру- ды по истории, истории философии, особенно тех авторов, педагогические взгляды которых имеют особое значение в истории педагогической мысли (например, Ф. Рабле, Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстой и др.). Первоисточники позволяют студентам конкретизировать основные теоретические положения, полученные ими в ходе лекций, чтения учебной литературы, являются базой дополнительной и конкретной информации о сущности педагогических систем, концепций, взглядов в их историче- ском развитии, позволяют осуществить сравнительно-сопоставительный анализ различных точек зрения на сущность всемирного историко-педаго- гического процесса. Среди них заслуживают внимания документальные (от лат. documen- tum – доказательство, свидетельство) источники. Различные цивилизации оставили записи в виде текстов, в которых представлены законы, распоря- жения, священные каноны, информация научного характера, а также запи- си, передающие факты на синхронном уровне (письма просветителей, ука- зы государственных деятелей и т. д.). В целом, обращение к подлинным документам придаёт достоверность историко-педагогическому знанию. Вторую большую группу первоисточников по истории педагогики и образования составляют произведения выдающихся философов, педаго- гов, позволяющие представить сущность педагогических идей, теорий в контексте лучших гуманистических традиций. Методические аспекты

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=