Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

45 уникальностью, неповторимостью, индивидуальностью личность особенно значима и привлекательна для других. Предпринятый выше анализ сущностной природы, специфики пед а- гогической деятельности, ее отличительных от других видов деятельн о- сти черт, их обусловленности различными (внешними и внутренними) факторами свидетельствует о правомерности и целесообразности пр о- должающихся поисков иных, отличных от упомянутых выше, подходов к конструированию и обоснованию целей обучения и воспитания, их мо- делированию. В поисках этих подходов наметилась тенденция, особенно ярко обозначившаяся в последние два десятилетия, – усиление в представ- лениях о целях (как бы они ни выражались – моделью, качественным опи- санием важнейших требований к учителю безопасности жизнедеятельно- сти, профессиограммой и т. д.) личностного начала, субъектности как сущностной характеристики профессиональной позиции учителя. Весьма прогрессивными в этом плане представляются усилия иссле- дователей, направленные на разработку способов отражения целостной природы личности, усиления целостности в представлениях о целях обу- чения учителя (В. С. Ильин, П. М. Якобсон, Л. А. Ростовецкая, Ю. П. Со- кольников, Е. П. Белозерцев, Е. Н. Шиянов и др.). Участники этих поисков исходят из того, что при всей ценности функционального (от системы реа- лизуемых функций), деятельностного (исходя из анализа осуществляемых деятельностей) и других подходов ясна и их «ограниченность в возможно- сти рассматривать некоторые аспекты сложных систем» [2, с. 38], к кото- рым, несомненно, принадлежит личность, в частности личность учителя. Чтобы понять последнюю как сложно организованный феномен, как цело- стность, нужен системный подход, который применяется, как известно, «когда перед исследователем стоит задача объяснения интегративных свойств объекта... как целостности, выяснения его структуры и характера элементов, закономерно обусловливающих качественную определенность системного объекта» [1, с. 8], и предполагает не что иное, как использова- ние «системы подходов к познанию интегрального целого». Литература 1. Дмитренко В. А. Соотношение системного и деятельного подхода в научном познании // Вопр. методологии науки. – Вып. 4. – Томск, 1974. 2. Ильин В. В. Критерии научного познания. – М.: Высш. школа, 1989. 3. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиций социаль- ной психологии // Вопр. психологии. – 1984. – № 4. 4. Сериков В. В. Личностный подход: концепция и технология. – Вол- гоград, 1994.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=