Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

44 тельность существуют только как «личностные» знания и деятельность, как индивидуальная форма переживания и осмысления общего. Личность же – это не только и не столько знания, умения, способности, необходимые для реализации основных функций в педагогической деятельности, сколь- ко прежде всего – ценностные ориентации, жизненные смыслы, мотиваци- онная сфера, направленность (А. Н. Леонтьев, А. В. Кирьякова, Л. И. Бо- жович, В. Н. Сагатовский, B. C. Ильин и др.). В силу этого смысл собственно профессиональной деятельности в максимальной степени совпадает с реализацией главной потребности че- ловека – быть личностью, потребности к самоосуществлению, самореали- зации как максимальной представленности его значимых качеств и воз- можностей в жизнедеятельности других людей [3, с. 20]. Наконец, еще одна специфическая особенность педагогической дея- тельности, на которую укажем в данном контексте, связана с большими и естественно реализующимися компенсаторными возможностями качеств и компонентов личности, когда отсутствие или недостаточная развитость одних свойств и возможностей «перекрывается» высокой развитостью других, что дает возможность получить не менее, а (часто) более значимые результаты педагогической деятельности. Известно, например, что «высо- кая общая культура педагога, его богатая эрудиция, глубокое знание той научной области, по которой он ведет учебный предмет, чувство обаяния, вызываемое учителем у детей, любовь к ним, большое трудолюбие – все подобные качества могут дать хороший результат, если у учителя и не очень сильно развиты специальные профессиональные способности». Один и тот же желаемый результат педагогической деятельности, по край- ней мере, в существенных его характеристиках, может быть получен в ре- зультате применения самых различных технологий, средств, действий. Путь к нему может быть самым разным. Можно, к примеру, вызвать силь- ное увлечение чем-либо самыми разными средствами – личным примером, демонстрацией занимательности, раскрытием высокого нравственного по- тенциала; постичь смысл через различную деятельность – в ходе дискус- сии, через стимулирование глубинного самостоятельного анализа и пр. Какой путь избрать – дело индивидуального выбора субъектов педагогиче- ского взаимодействия, во многом обусловленного их особенностями, воз- можностями, опытом и т. д. Данные исследований, практические наблюдения дают учителю осно- вания для утверждения целесообразности наряду с разносторонним разви- тием себя как личности и субъекта профессиональной деятельности, особо развивать свои «сильные стороны», те достоинства, «изюминки», которые и отличают его от других, делают уникальным и неповторимым, подлин- ной индивидуальностью, выходящей за рамки «традиционной модели группового человека», черпающего знания, опыт, мотивы, нормы, уста- новки в относительно устойчивых групповых культурах [3]. Именно своей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=