Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

43 оперативной корректировки педагогического замысла в соответствии с из- менившимися обстоятельствами и творческим самочувствием педагога». В этой связи понятна значимость развития способности педагога к импровизации, предвосхищению, предвидению, воображению и другим внелогическим регуляторам профессиональной деятельности. Для этого не- обходимо моделирование, т. е. обогащение личностного опыта в принятии на такого рода основе решений с последующим их осмыслением, рефлекси- ей, обоснованием, а также расширение научных знаний, представлений о закономерностях и факторах, вариантах решения близких по содержанию и смыслу педагогических задач в передовом педагогическом опыте. Огромна роль чувственно-эмоциональной сферы всех участников пе- дагогического взаимодействия (педагога и воспитуемых), определяющей фон, на котором осуществляются процессы становления и развития лично- сти как субъекта жизнедеятельности, ускоряющей их, делая радостными и созидательными, либо препятствующей им, делая их тягостными и не- эффективными. Чувственно-эмоциональная сфера особенно значима для моделирования обучения безопасной деятельности, ибо «есть много раз- личных форм, в каких нам открывается призвание, но ядро и смысл этого события всегда одно и то же: это пробуждение души». Еще одна важнейшая черта, отличающая педагогическую деятель- ность от других, – ее целостный характер, неделимость, невозможность «частичного усвоения». «О каком бы уровне педагогической образованно- сти мы ни вели речь, на нем должны сохраняться инвариантные, сущност- ные черты, целостные характеристики педагогической деятельности» [4], имеющие следующие основания: – целостность любого, сколь угодно малого фрагмента (единицы) педа- гогической деятельности, предполагающего решение проблемы целеполага- ния, определения стратегии и тактики действий, поведения с учетом реаль- ных исходных факторов, выбор и использование средств, рефлексию и т. д.; – целостность «внутреннего» – личности участников педагогического взаимодействия как уникального единства социального, культурного и природного развития, предполагающего учет всех личностных факторов и ориентацию педагогической деятельности на их позитивные изменения (в пределах возможностей фрагмента педагогического процесса); – целостность «внешнего» – факторов и обстоятельств, сопутствую- щих педагогическому процессу, межсубъектному взаимодействиюи влияю- щих на него. В педагогической деятельности очень трудно (а часто невозможно) отдифференцировать личностное начало от профессионального. К этому выводу приходят многие исследователи (В. С. Мерлин, В. А. Сластенин, В. В. Сериков, Л. В. Мельникова, П. Ф. Гоноболин, Е. П. Белозерцев и др.). Личность учителя есть важнейшее и мощнейшее средство формиро- вания личности школьника, и педагогические знания, педагогическая дея-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=