Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

39 2. Смирнов, Н. К. Основные блоки комплексной оценки работы шко- лы в сфере охраны здоровья учащихся и педагогов / Н. К. Смирнов // Прак- тика административной работы в школе. – 2010. – № 8. – С. 56–57. 3. Смирнов, Н. К. Школа и здоровье учащихся / Н. К. Смирнов // Школа и производство. – 2008. – № 1. – С. 7–9. Л. А. Зайцева ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ Актуальность проблемы формирования профессиональных компетенций будущих учителей обусловлена теоретическими и практическими задачами совершенствования профессиональной деятельности учителя нового типа. В документе «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, про- граммам магистратуры» указывается, что при составлении рабочей про- граммы дисциплины необходимо указывать перечень компетенций с ука- занием этапов их формирования [2]. Понятие «этапы формирования компетенций» становится ключевым. Однако анализ литературы показал, что нет однозначного подхода к сущ- ности этих этапов. Мы вычленили, условно говоря, два подхода к содер- жанию этого понятия: временной и содержательный. Если в работах процесс формирования компетенции в рамках основ- ной образовательной программы рассматривается во времени, то она мо- жет формироваться при изучении дисциплин, при организации учебных и производственных практик, при написании курсовых работ. И как ре- зультат быть сформированной к итоговой государственной аттестации. В этом случае выделяются этапы формирования профессиональной компетенции: 1 этап – освоение учебных циклов и разделов; 2 этап – про- хождение учебных и производственных практик; 3 этап – прохождение итоговой государственной аттестации (выполнение выпускной квалифика- ционной бакалаврской работы и ее защита) . При изучении дисциплин формируются знания – когнитивная основа компетенции, которая создает мотивационный аспект к их актуализации, то есть готовность к реализации компетенций; формирование компетенции при выполнении учебных самостоятельных работ, прохождения различно- го вида практик, формирует поведенческий и ценностно-смысловые аспек- ты профессиональной компетенции. В этой логике компетенция ПК-11 «готовность использовать система- тизированные теоретические и практические знания для определения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=