Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

36 в школах и других образовательных организациях здоровьесберегающих образовательных технологий и обеспечения условий безопасной среды. Эти факторы можно рассматривать как основу здоровьесберегающей педа- гогики, главными принципами которой являются: – принцип ненанесения вреда; – принцип непрерывности и преемственности; – принцип соответствия содержания и организации обучения возрас- тным особенностям учащихся; – принцип преобладания и приоритета позитивных воздействий (под- креплений) над негативными (запретами, порицаниями); – принцип приоритетности активных методов обучения; – принцип сочетания здоровьеохранительной и здоровьеформирую- щей стратегий; – принцип индивидуализации педагогических воздействий. Не следует ожидать, что результаты личностных изменений, опреде- ляемых данными принципами [2] могут быть достигнуты очень быстро. Как правило, они формируются каждодневно, длительно и, чаще всего проявляются в альтернативной ситуации как определенный осознанный выбор, новый для конкретного ученика. Реализация указанных принципов в большой степени зависит от выпол- нения комплекса условий обеспечения безопасной среды в сфере охраны здоровья учащихся и педагогов в образовательной организации, работе по формированию и развитию у учащихся здоровьеформирующей компетенции. Анализ литературы по данной проблеме [1; 2; 3] позволяет констати- ровать, что в качестве основных условий обеспечения безопасной среды образовательной организации можно определить следующие: 1. Соответствие организации образовательного процесса, указанным выше принципам здоровьесберегающей педагогики; 2. Реализация здоровьесберегающих технологий при проведении уроков; 3. Психологический климат в школе, в классе; 4. Уровень грамотности школьников и педагогов по вопросам здоро- вья и его укрепления; 5. Работа школы в целом и каждого учителя по проблемам здоровья учащихся во внеурочное время и с семьями учащихся; 6. Выполнение гигиенических требований к помещениям для учеб- ных занятий и пребывания учащихся; 7. Качество питания и питьевой воды в школе; 8. Физическая активность школьников в период их пребывания в школе; 9. Экологический климат территории школы; 10. Анализ причин заболеваемости школьников и педагогов. Проведенный анализ позволил нам определить требования к педаго- гам и, в частности, к будущим учителям технологии, бакалаврам техноло-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=