Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

30 ков находят адекватный канал в процессе реализации творческого подхода в проектной деятельности, которая объединяет проявление интеллектуаль- ных, практических, эстетических чувств. Именно через творческий подход в создании проекта подросток показывает свою индивидуальность, в этот же период происходит становление его адекватной самооценки. Из всего многообразия типов проектов в данной статье мы рассмот- рим роль индивидуальных и групповых проектов, потому что приведенные типы проектов направлены на формирование личностных образовательных результатов у учащихся. Индивидуальный проект направлен на повышение самостоятельности учащегося в процессе обучения. Создание проекта формирует ответствен- ное отношение к учению, готовности и способности учащихся к самораз- витию и самообразованию, построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профес- сиональных предпочтений. Приступая к такой работе, автор проекта само- стоятельно или с небольшой помощью учителя составляет план предстоя- щей работы [1, с. 64]. Индивидуальный проект стимулирует развитие у учащегося познава- тельных мотивов через выбор тем, связанных с его увлечениями, а иногда и с личными проблемами. Конечный продукт – созданный проект будет полностью отражать знания и умения, которыми обладает ученик. К не- достаткам процесса создания индивидуального проекта относится то, что не вырабатывается опыт сотрудничества, нет возможности обогащаться опытом других и видеть более эффективные стратегии работы. Групповой проект развивает у учащихся умения работать совместно. Важной особенностью выступает не только обмен информацией и органи- зация совместных действий, но и ориентировка в эмоционально-психоло- гических потребностях партнеров [1, с. 67]. Совместная деятельность требует широкого спектра умений: совмест- ное достижение поставленной цели, обеспечение бесконфликтной совме- стной работы в группе, устраивать эффективные групповые обсуждения, адекватно реагировать на предложения других, способность брать на себя инициативу в организации совместного действия. Групповая работа позво- ляет распределить обязанности, и в этом случае каждый участник может проявить свои сильные стороны в той работе, которая ему лучше всего удается. Работа в группе создает психологически комфортную и безопас- ную ситуацию для неуверенных и тревожных детей, при успешном взаи- модействии может поднять статус учащихся в группе сверстников, совме- стная работа дает возможность обогащаться опытом других участников, видеть наиболее эффективные стратегии поведения и учебной деятельно- сти, такой проект способствует развитию коллектива. Наряду с достоинствами работы над созданием группового проекта можно выделить следующие недостатки: работа в группе дает возмож-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=