Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

3 Секция 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ А. М. Аксенов ПЕДАГОГ-ВОСПИТАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-СИРОТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, педагог становится ключевой фигурой образовательного про- цесса. В жизни ребенка в этой ситуации значимость его гораздо больше, чем просто в детском саду или учителя в школе. Помимо выполнения сво- их профессиональных педагогических функций он должен по мере сил восполнить детям несуществующих родителей и это, пожалуй, самая сложная задача из всех, стоящих перед ним. Кроме того, в интернатных учреждениях педагог для воспитанников является единственным носителем норм и ценностей окружающего мира, постоянно контактирующим с ними в ходе реального взаимодействия и общения, т. е. в условиях родительской депривации педагог – полно- правный представитель общества, наделенный широкими возможностями оказывать существенное влияние на сегодняшнюю и будущую жизнь д е- тей [4, c. 27]. Деятельность воспитателя интернатного учреждения сложна и много- образна. Характер работы в школах-интернатах, детских домах предъявля- ет к специалистам особые требования. Прежде всего, это постоянная эмо- циональная напряженность, высокий уровень ответственности, наличие психотравмирующих событий, знание индивидуальных особенностей раз- вития личности каждого ребенка, помощь детям в осмыслении окружаю- щей жизни, дружеское участие в переживаемых ими событиях, установле- ние контактов с компетентными органами по защите прав воспитанников, их социальной адаптации и успешной социализации. Проведенные Ю. М. Кондратьевым исследования взаимоотношений в закрытых интернатных заведениях демонстрируют огромное влияние стиля общения воспитателя на социальный статус ребенка в группе, егоразвитие. Одни специалисты (А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых и др.) отмечают, что часто педагоги и воспитатели интерната, принимая в качестве критиче- ского фактора, определяющего особенности психического развития детей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=