Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

29 в субъект-субъектной системе. Это предполагает ситуацию диалогового, со-бытийного взаимодействия учителя и ученика. Стандарт устанавливает требования к образовательным результатам: личностным, метапредметным, предметным . В связи с эти возникает проблемы формирования и оценивания личностных образовательных ре- зультатов. Современное образование направлено на то, чтобы учащийся во время обучения мог решать задачи разного типа. Одним из инструментов достижения личностных результатов обуче- ния в задачном подходе может выступать проектная деятельность, которая рассматривается как «форма учебно-познавательной активности школьни- ков, заключающаяся в мотивированном достижении сознательно постав- ленной цели по созданию проекта, обеспечивающая единство и преемст- венность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения» [3, с. 18]. Проектная деятельность ставит в центр образовательного процесса личность учащегося, раскрытие его творческого потенциала. Особую роль играет проектная деятельность в обучении старших подростков, это связа- но с тем, что данный возраст сенситивен для развития таких личностных характеристик как готовность и способность к самостоятельной, творче- ской и ответственной деятельности, навыки сотрудничества со сверстника- ми, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно- полезной, проектной и других видах деятельности, готовность и способ- ность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности [5, с. 6]. Об этом свидетельствует возрастная периодизация Д. Б. Эльконина старший подростковый возраст или ранняя юность – это 15–17 лет. Под- росток продолжает оставаться школьником, учебная деятельность остается актуальной, но в психологическом отношении отходит на второй план. Ве- дущим видом деятельности становится общение со сверстниками, посред- ством этого подростки осваивают навыки социального взаимодействия и решается главная потребность периода – найти свое место в обществе и самоутверждение среди сверстников. В учебной деятельности начинают активно развиваться творческие способности и способности самостоятель- но справляться с учебной программой. Основным новообразованием дан- ного периода выступает самосознание. Старший подростковый возраст выступает сенситивным периодом для самоопределения [4, с. 386–387]. Старших подростков отличает ярко выраженное стремление к само- стоятельности и независимости, стремление к творчеству. Самостоятель- ность в подростковом возрасте выражается через защиту проекта, соотно- шение полученного «продукта» с заранее оговоренными критериями, непредвзятость в выявлении достоинств и недостатков, рефлексия своей позиции. Развитие эмоционально-волевой сферы, бурные эмоции подрост-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=