Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

27 сотрудничеству, что в эпоху глобализации культуры становится с каждым десятилетием всё более необходимым и важным. Пути к культурному взаимодействию с восточным человеком сможет открыть знание буддийских духовных основ с их идеалами самосовершен- ствования, благоговения перед жизнью, ненасилия, с акцентом не на соци- альной активности, а на созерцании и размышлении, помогающих челове- ку достичь истины и прийти к совершенству. Либо знание важнейших мировоззренческих положений конфуцианской культуры: признание выс- шими ценностями земного существования, процветания общества, порядка в государстве, начинающегося с наведения каждым человеком порядка в собственной душе, строгого соблюдения этических принципов в семье и в государстве. Третьей наиболее влиятельной культурной составляющей восточных цивилизаций является даосистская культура, для понимания и диалога с которой важно знание таких её ведущих принципов, как жизнь в согласии с природой и следование её законам, следование пути доброде- тели, совершенствование души и тела, духовное очищение и обретение подлинной гармонии бытия в качестве конечной цели. Иную, особую, культурную ментальность формирует исламский духовный мир, ядро которого образует культ Аллаха как всемогущего и милосердного Бога и связанные с ним: идея предопределённости человеческих поступков и обусловленность жизни общества и человека религиозными законами, господство религиозного миросозерцания. Раскрытие институционального и морфологического контекстов раз- вития культур поможет узнать особенности функционирования, место и значение, содержание деятельности социальных институтов различных культур, узнать структуру, основные морфологические слои культур, их специфические черты, назначение, преимущественное развитие одних об- ластей культуры по сравнению с другими. Это даёт возможность познако- миться с характерными особенностями и достижениями политического, экономического развития, системы образования, науки, права, художест- венной культуры различных обществ, стран, цивилизаций. Знание куль- турного и национального своеобразия разных областей, социальных ин- ститутов культур откроет пути к их пониманию и к взаимопониманию, диалогу культур, а значит – к более плодотворным взаимосвязям, сотруд- ничеству их представителей. Как показал наш краткий анализ, изучение гуманитарных дисциплин, и прежде всего дисциплин культурологического цикла, может внести существенный вклад в развитие поликультурного мышления. Изучение данных дисциплин кардинально обогащает кругозор, расширяет представ- ления о мировой культуре, жизни разных цивилизаций, о различных куль- турных ценностях и нормах, традициях, способах понимания мира, дости- жениях. Это служит развитию у студентов гармоничного, целостного мировосприятия, способности всеохватно и адекватно воспринимать

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=