Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

26 ми, общекультурными нормами, послужившими базой для формирования исламской культуры последующих периодов. Более глубокого постичь доминирующие в культурах мировоззренче- ские основы, представления о мире, боге, человеке, их месте в культурной картине мира позволит обращение к духовно-содержательному контексту каждой конкретной культуры. В данном аспекте рассматривается также совокупность господствующих в культуре ценностей, воплощаемых в виде идеалов, жизненных норм, ориентиров, законов, образа жизни разных социальных слоёв и в значительной степени определяющих содержание духовной культуры общества. Важным фактором здесь оказывается и сте- пень укоренения в общественном сознании и жизненной практике гума- низма как ведущего принципа культуры, что обусловливает культурные установки и ценности данной культуры, а как следствие – её содержание. Основополагающую роль в становлении мировоззрения и духовного содержания культуры в целом на протяжении всех прошедших историче- ских периодов играла религия, утвердившаяся в той или иной культуре. Поэтому при раскрытии духовно-содержательного контекста культуры важным вопросом является рассмотрение религиозного и мифологическо- го сознания, определяющих мировоззрение, ценностные ориентиры, отно- шение к миру, жизни, человеку, понимание целей и смысла жизни пред- ставителями данной культуры. Так, постижение духовного мира европейца будет более успешным при условии знакомства с его исходными духовными корнями – античны- ми представлениями о месте человека в мире, об античном понимании гармонически развитой личности, красоты, гармонии, достоинства и доб- лести человека. С античными римскими ментальными чертами – рацио- нальностью, практицизмом, трезвой расчётливостью в сочетании с грече- ским одухотворённым, возвышенным мировосприятием, художественно- творческим подходом к жизни. Следует учесть, что на античный духовно- мировоззренческий фундамент наслоилась затем средневековая теоцен- трическая картина мира – с господством религиозной идеологии, с проти- воречивым взглядом и отношением к двум мирам – горнему и дольнему, к двум началам в человеке – духовному и телесному, с такими чертами ду- ховной культуры, как догматизм, аскетизм, каноничность, традициона- лизм. С закатом Средневековья в формировании европейской ментально- сти приняла участие оживившая античные идеалы эпоха Возрождения с её пантеистическим сознанием и обожествлением искусства и человека. За- тем – эпоха Нового времени, Просвещения, способствовавшие укоренению в культурном сознании европейца научной, рационалистической картины мира, культа разума и прагматического подхода к действительности. Зна- ние всех культурно-исторических составляющих европейского менталите- та позволяет понять внутренний мир европейца, многогранность европей- ской культуры и пути к диалогу с ней, к взаимопониманию и культурному

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=