Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

25 о важности формирования у будущих педагогов во время обучения, во-первых, принципиально нового отношения к культурам мира – заинте- ресованного и ценностного, осознающего их значимость. Нового отноше- ния к диалогу и взаимовлиянию культур, к месту, роли российской культу- ры в мировом культурном процессе. Во-вторых – обширного культурного кругозора, всесторонних и многоуровневых знаний о самых разных куль- турах, странах, их характерных чертах, значении и влиянии в мире. Это, в свою очередь, предполагает обращение к историческим истокам, изуче- ние этапов и особенностей развития культур, осмысление картины мира, мировоззрения, материальных и духовных ценностей каждой культуры, что сможет способствовать развитию культурологического кругозора и поликультурного мышления. Немаловажная роль в формировании нового мышления принадле- жит гуманитарным дисциплинам и прежде всего, по нашему мнению, курсам мировой художественной культуры, истории культур и цивили- заций, культурологии. Современный подход к изучению данных учеб- ных дисциплин предполагает раскрытие в процессе их прохождения таких аспектов, как социокультурный, духовно-содержательный, инсти- туциональный и морфологический. Рассмотрим возможности каждого из перечисленных аспектов в деле развития у будущих педагогов поли- культурного сознания. Расширить социокультурный кругозор студентов поможет соответст- вующий аспект изучения курсов, подразумевающий рассмотрение общест- венно-исторических, политических, экономических, социальных условий развития каждой из изучаемых культур. Исторический ракурс изучения позволит познакомиться с разными системами политических, социальных, экономических, культурных отношений в различных цивилизациях, типах культур и увидеть их многообразие, содержание, отличия, достоинства и недостатки. Это уже даст возможность сформировать в сознании обу- чающихся мозаичную картину мира и подвести их к мысли о неизбежно- сти её принятия, важности знаний о самых разных культурах и умения эти знания использовать, ориентироваться в любых культурах в эпоху разви- вающего в мире постмодернистского и поликультурного общества. Например, понимание культуры и особенностей жизнеустройства ев- ропейского сообщества будет поверхностным, а быть может и неверным без знания его изначальных античных истоков с их первыми опытами де- мократии, политической и правовой культуры. Затем – без знания средне- вековых истоков и Нового времени с их политическими и правовыми ос- новами, сочетающими монархические и демократические, парламентские, элементы, с взаимовлиянием культур Античности, Востока и варварских народов. Исламскую культуру и цивилизацию поможет лучше понять воз- вращение к средневековым истокам, к периоду Арабского халифата с его самобытными и с чёткими политическими, экономическими, социальны-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=