Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

24 знаний, общекультурного кругозора, способности к свободной ориентации в многообразном сегодняшнем мире, к всестороннему, всеохватному взгля- ду на любые явления и – что важно – толерантному отношению к ним. Необходимость такого отношения обусловлена и новой эпохой, при- несшей с собой особый культурный феномен – постмодернистское мыш- ление, основанное на провозглашении множественности картин мира, признании бесконечного их числа, многообразия истин, ценностей, на от- казе от всех форм унификации, абсолютизации, на акценте на разнообра- зии, разногласии, изменчивости. Главной ценностью постмодернистского сознания стал принципиальный плюрализм, а главной чертой – одновре- менное сосуществование в одной культуре совершенно разных, подчас да- лёких друг от друга мировоззрений, представлений о мире, культурных ус- тановок, образа мысли и образа действий, наличие поликультурности как специфической черты постмодернистской эпохи. Неизбежность развития нового отношения к миру и нового культур- ного сознания вызвана и таким фактором, определяющим нашу жизнь, как своеобразное сочетание в современном мире поликультурности и процес- сов глобализации, культурной универсализации. При этом прогресс каж- дой культуры оказывается зависимым не только от внутреннего эффектив- ного развития, но и от способности органично встраиваться в мировое культурное пространство, в процесс формирования общечеловеческой культуры, что сегодня всё больше проявляется как нарастающая тенден- ция. Способность каждого конкретного общества включиться в общекуль- турный процесс зависит, помимо увеличения интенсивности разнообраз- ных культурных связей, также от уровня развития культуры общества и связанной с ним возможностью принятия представителями данной куль- туры системы общечеловеческих ценностей, готовностью воспринять эле- менты общечеловеческой культуры. Это, с одной стороны, диктует необходимость умения человека и об- щества ориентироваться в многоликом мировом культурном поле, что сви- детельствует о важности всесторонних знаний о самых разных культурах, существующих сегодня в мире, их истоках, самобытных чертах, месте и роли в мировой культуре. С другой стороны, диктует необходимость ста- новления принципиально нового общественного сознания, широкого ми- ровоззрения, глобального взгляда на мир, глобального мышления. Иначе говоря, обусловливает необходимость формирования личности с поли- культурным мышлением – как субъекта своей национальной и одновре- менно мировой культуры. Особую важность это приобретает при обучении и воспитании будущих педагогов, ключевой функцией которых в их про- фессиональной деятельности станет подготовка следующих поколений к жизни в новом мире. Все названные выше причины свидетельствуют о неизбежности изме- нения взглядов на разные аспекты образования и позволяют говорить

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=