Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

22 2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления . Знание создает мотивировку, без которой чело- век не может мыслить критически. 3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уясне- ния проблем, которые нужно решить . 4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации . При этом «аргументация выигрывает, если учитывает существование воз- можных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми...». 5. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию [3, с. 6]. Несмотря на разнообразные трактовки понятия «критическое мышле- ние», которые были даны российскими и зарубежными исследователями, можно заметить, что они дополняют друг друга, общий смысл критического мышления заключается в умении осознанно оценивать и рассуждать. Также отметим, что все предложенные определения предполагают проявление че- ловеком психической, эмоциональной, познавательной активности, которая должна быть направлена на поиск решения конкретных проблем. Наличие навыков и умений критического мышления у студентов пе- дагогических вузов значимо для уровня профессиональной компетентно- сти и становления их профессиональной личности. От того, как педагог сумеет обучать критически мыслить, обеспечить восприятие, запоминание, понимание, осмысление и другие мыслительные процессы, зависит про- дуктивность и эффективность учебного процесса в целом. Анализ характеристик критического мышления показывает, насколько оно важно для педагога. Вместе с тем, необходимы отбор и внедрение в процесс профессиональной подготовки педагога технологий развития критического мышления. Для развития критического мышления необходимо применение спе- циальных технологий, одной из которых является разработанная амери- канскими педагогами (Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл) технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Данная технология имеет логичную структуру, которая соответствует осно вным этапам когнитивной деятельности личности. Различные приёмы, каса ю- щиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, предложенные авторами проекта, – это «ключевые слова», работа с ра з- личными типами вопросов, активное чтение , графические способы орга- низации материала. Важным условием является применение данных приемов в контексте трехфазового построения занятия, полное воспроизведение трехфазового технологического цикла: вызов, осмысление, рефлексия [2, с. 16].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=