Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.
213 В современной учебной литературе понятие инновации связывают в первую очередь с нововведением и новшеством, но инновация выступа- ет, прежде всего, в роли интеллектуального ресурса, т. е. это процесс или продукт, основанный на интеллектуальном труде. Понятие инновации можно рассматривать в широком и узком смысле. Так, в широком смысле этого понятия, инновация – это изменения и вне- дрения качественно новых, а также усовершенствованных технологий в про- изводство, в управление, в жизнедеятельность и т. д. [1]. В узком смысле инновация – это непосредственное внедрение новшеств. Здесь инновации рассматривают как техническую составляющую в краткосрочном периоде. Что касается отечественных авторов, то они также расходятся во мнениях об определении понятия инновации. Единым остается у твер- ждение о том, что инновация и инновационные процессы связаны с со з- данием, производством и реализацией новшества, т. е. качественно ново- го или обновленного продукта, независимо от того, где осуществляется данный процесс. Следовательно, если соединить все вышеперечисленные определения, инновация – это результативный процесс интеллектуальной деятельности, который направлен на создание нового продукта (технологии), его внедре- ние, активное использование в хозяйственной деятельности экономиче- ских агентов. На фоне всего вышеуказанного и с учетом современных тенденций развития инновационная деятельность предприятий и организаций на се- годняшний день направлена на более эффективное управление, что позво- лит снижать себестоимость производства, улучшать свойства и качество продукции, что позволит повысить конкурентоспособность как внутри страны, так и на международных рынках. Другими словами инновацион- ная деятельность, использование и внедрение инноваций в процесс произ- водства и управления ведет к получению большей прибыли. Инновация включает в себя все стадии от производства до потребления, а стоимость инновации складывается из издержек, возникающих с момента зарождения инновационной идеи до ее внедрения и реализации. Учитывая разнообразие подходов к определению инноваций сущест- вует множество классификаций данного понятия. Одной из самой распро- страненной классификацией инноваций является следующая. Инновации бывают [1]: – базисные, представляющие собой качественно новые технологии, продукцию, услуги или методы управления, в которых присутствуют на- учные идеи, и которые способствуют кардинальным изменениям во всех сферах хозяйственной деятельности; – улучшенные или модифицирующие, которые связаны с дополнени- ем отдельных свойств в уже имеющиеся продукты и технологии, что ведет к улучшению производства и хозяйственной деятельности в целом;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=