Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

21 а) видеть несоответствие высказывания (мысли) или поведения друго- го человека общепринятому мнению или нормам поведения или собствен- ному представлению о них; б) сознавать истинность или ложность теории, положения, алогич- ность высказывания и реагировать на них; в) уметь определять ложное, неверное от правильного, верного; г) анализировать, доказывать или опровергать, оценивать предмет, за- дачу, показывать образец высказывания, поведения и т. д. [4, с. 12–13]. У исследователей зарубежных стран есть свое видение понятия «критическое мышление». Джуди А. Браус и Дэвид Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении т о- го, во что верить и что делать. Критическое мышление – это поиск здра- вого смысла: как рассудить объективно и поступить логично с учетом и своей точки зрения, и других мнений; умение отказаться от собствен- ных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть но- вые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при реше- нии проблем [1]. По мнению Д. Халперн, критическое мышление – это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность по- лучения желаемого конечного результата. При этом участвуют навыки, ко- торые обоснованны и эффективны для конкретной ситуации и типа ре- шаемой задачи. Д. Халперн также выделяет качества, присущие человеку, имеющему способность критически мыслить: 1. Готовность к планированию. Важно выстроить последовательность своего изложения, т.е. уметь планировать. 2. Гибкость. Гибкая позиция включает в себя готовность рассматри- вать новые варианты, пытаться сделать что-то иначе, менять свою точку зрения. Человек, критически мыслящий (с открытым умом), не спешит с вынесением суждения, собирает больше информации и стремится прояс- нить для себя сложные вопросы, пересматривает очевидное и не уходит от задачи, пока она не будет решена. 3. Настойчивость. С настойчивостью тесно связана готовность взяться за решение задачи, требующей напряжения ума. 4. Готовность исправлять свои ошибки. 5. Осознание. Это предполагает умение наблюдать за собой в процес- се мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений. 6. Поиск компромиссных решений. Критически мыслящему человеку необходимо обладать умением находить решения, которые могли бы удов- летворить большинство [5]. Творческое воображение, ценностные установки, эмоции и чувства также являются неотъемлемыми компонентами критического мышления. Д. Клустер определял критическое мышление через пять характеристик: 1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=