Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

203 Демографические проблемы России в последнее десятилетие приоб- рели определяющий характер во многих областях жизнедеятельности об- щества. Тенденция к уменьшению контингента обучающихся имеет место и в Тульской области, следствием чего является сокращение числа уча- щихся в выпускных классах и выпускающих специальностей. Поэтому, не- смотря на то, что большинство образовательных учреждений не являются коммерческими организациями, существует конкурентная борьба вузов за обучающихся на региональном рынке образовательных услуг. Таким образом, в современных условиях становится актуальной про- блема обеспечения конкурентоспособности высших учебных заведений. Для определения факторов, влияющих на конкурентоспособность ву- зов, было проведен опрос, для выявления набора факторов конкурентоспо- собности учебных заведений в условиях инновации. В опросе принимали участие студенты 2 курса и преподаватели ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Уча- стникам предлагалось ответить на вопрос: «На какие факторы Вы, прежде всего, обратите внимание при выборе образовательного учреждения?». В результате опроса был сформирован набор из 16 факторов, влияющих на конкурентоспособность образовательного учреждения. Безусловно, дан- ный опрос не является репрезентативным, однако он позволяет определить набор первостепенных факторов конкурентоспособности. Из всей сово- купности факторов сформированных на основании опроса абсолютные ли- дирующие позиции занимают: – квалификация преподавателя, читающего дисциплину; – практический опыт преподавателя, преподающего дисциплину. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что одним из критериев конкурентоспособности вуза, а как следствие, и его эконо- мической безопасности является качество предоставляемых услуг, обе с- печиваемое соответствующим уровнем квалификации преподавател ь- ского состава. Парадоксальность ситуации в том, что фактором, ухудшающим воз- можности обеспечения экономической безопасности в сфере образования, является низкий уровень оплаты труда в образовательных учреждениях (табл.). Низкая заработная плата преподавателей, рост цен, и прочие, хо- рошо известные большинству российских граждан социально-экономи- ческие и финансовые невзгоды, которые заставляют преподавателей, имеющих как диплом педагога, так и диплом о высшем профессиональном образовании искать дополнительные средства для выживания. Естествен- но, это не могло не сказаться самым негативным образом на качестве пре- подавания, не говоря уже о воспитательной и иной «сопутствующей» пре- подаванию деятельности. Другой тревожный момент связан со стремлением Минфина России ускорить преобразование бюджетных образовательных учреждений в ав- тономные. А это фактически лишает их устойчивых бюджетных ассигно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=