Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

200 Работа, связанная с анализом человеческого капитала проводилась российскими экономистами, независимо от западных коллег. Результаты, полученные в данных разработках, имеют теоретическое значение и в на- стоящее время. Русская экономическая школа также располагает большим опытом исследований отдельных аспектов понятия «человеческий капитал». Влия- ние образования населения на социально-экономическое развитие общест- ва было предметом изучения русских ученых, в число которых можно от- нести следующих: И. Т. Посошкова, М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. И. Чупрова, С. Г. Струмилина и многих других. Разработки ученых по- священы вопросам экономической ценности образования и увеличения затрат на него. Особенностью развития концепции человеческого капитала в совет- ской России являлось то, что в экономической литературе во главу стави- лась «непроизводственная сфера». Но, в 40-е, 50-е гг. наблюдалось заметное отставание в методологии и методике исследований от аналогичных разработок в развитых странах. Как отмечает В.И. Марцинкевич, исследования по экономике образования возобновились в 60-е гг., то есть практически одновременно с началом за- падных разработок и проходили одновременно с ними, хотя и отставали по интенсивности изучения [5]. В настоящее время, большинство западных экономистов сходятся во мнении и определяют человеческий капитал как своеобразную совокуп- ность приобретенных знаний, умений, навыков, стимулов, энергии, кото- рыми характеризуется человек и которая необходима ему в процессе про- изводства в определенный промежуток времени. С точки зрения и С. А. Дятлова, «человеческий капитал представляет собой форму проявления производительных сил человека в рыночной экономике..., адекватную форму организации производительных сил ч е- ловека, включенных в систему социально ориентированной рыночной экономики в качестве ведущего, творческого фактора общественного воспроизводства» [4]. Подводя итог, можно отметить, что идеи, заложенные в теории чело- веческого капитала, оказали сильное влияние на экономическую политику государств. В корне поменялось отношение социума к вложениям в чело- века, что является теоретическим обоснованием развития системы образо- вания во многих государствах. В разное время понятие «человеческий капитал» трактовалось неод- нозначно – в зависимости от характера решаемых экономических или со- циологических задач. В дальнейших разработках, касающихся данного вопроса, строгое разделение таких задач приведет к соответствующей дифференциации трактовок и толкований понятия человеческого капитала.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=