Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

20 Р. К. Бурцева ФЕНОМЕН КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМА ЕГО РАЗВИТИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА Во многих психолого-педагогических и социально-педагогических исследованиях присутствует доказательство того, что человек, живущий в демократическом обществе, должен обладать критическим мышлением, которое необходимо ему для принятия решений в ситуациях выбора, ин- терпретации информации, оценки различных мнений и точек зрения. Такое понимание роли критического мышления, с одной стороны, говорит об ак- туальности и перспективности данной проблемы, с другой – о необходи- мости целенаправленного его формирования и совершенствования на всех этапах обучения. Проблема развития критического мышления также не- разрывно связана с реформированием системы образования в России. Ка- чества личности, которые необходимы для критически мыслящего челове- ка (наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, развитие способностей к аналитической, прогностической деятельности, проблемному видению, поиску альтернативных, инноваци- онных форм, средств и методов, способствующих рациональному реше- нию задач и проблем, а также к оценке аналогичных возможностей других людей), сильно влияют на формирование конкурентоспособности будуще- го специалиста-педагога. Развитие критического мышления является одной из основных обра- зовательных целей в большинстве европейских стран. В последнее время проблема развития критического мышления анализируется и российскими учеными (Е. В. Волков, Е. О. Галицких, С. И. Заир-Бек и др.). С. И. Заир-Бек отмечает, что в профессиональном языке педагогов- практиков в России термин «критическое мышление» стал употребляться сравнительно недавно, хотя это понятие встречалось в исследованиях пси- хологов: Ж. Пиаже, Дж. Брунера и Л. С. Выготского. Сегодня в различных информационных источниках можно найти множество точек зрения на определение критического мышления. А. Г. Маклаков считает, что критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. По мнению Е. В. Волкова, критическая оценка какого-либо предмета или явления может и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем ре- зультаты своих мыслительных процессов: насколько правильно принятое на- ми решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. С точки зрения М. И. Махмутова, критическое мышление включает способности человека, помогающие ему:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=