Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.
181 с точки зрения когнитивного подхода: концепт есть единица сознания, ове- ществленная (репрезентируемая) языковыми средствами. По мнению З. Д. Поповой и И. А. Стернина, «мышление человека не- вербально, оно осуществляется при помощи универсального предметного кода. Люди мыслят концептами, кодируемыми единицами этого кода. Упорядоченная совокупность концептов в сознании человека образует его концептосферу. Язык – одно из средств доступа к сознанию человека, его концептосфере, к содержанию и структуре концептов как единиц мышления. Через язык можно познать и эксплицировать концептуальное содержание сознания» [2, с. 10]. Исходя из сказанного, задачей лингводи- дактики следует считать совершение обратного процесса: формирование необходимых фрагментов концептосферы обучаемого путем создания в его сознании соответствующих концептов. Исходя из этого, важной со- ставляющей методики обучения на уровне профессионального образова- ния является следующее: 1) исследовать концептуальное поле научной дисциплины, определить составляющие его концепты, построить их иерархию в рамках рассматри- ваемого концептуального поля; 2) описать содержание каждого концепта, необходимое для усвоения научной дисциплины на уровне, соответствующем искомой обучаемым профессиональной компетенции; 3) найти средства языковой репрезентации концептов, которые могли бы наиболее эффективным образом воссоздать содержание и структуру концепта, чтобы последний сделался фактом сознания обучаемого. Таким образом, речь идет о формировании у учащегося фрагмента индивидуальной языковой картины мира, наименее противоречащей науч- ной (логической, понятийной) КМ. Полученный фрагмент концептосферы обучаемого можно назвать «дидактической (или учебной) картиной мира» («ДКМ»). Теоретически под ДКМ подразумевается переходное образова- ние, формирующееся в сознании учащегося в процессе обучения и со- стоящее из таких элементов концептуального поля изучаемой дисциплины, которые были избраны обучающим в качестве необходимо-достаточных. Рассмотрим структуру концептуального поля «Словообразование СРЛЯ» в русскоязычной ДКМ в сравнении с ИЯКМ студентов (данные по- лучены путем ассоциативного эксперимента). Опираясь на традиционные учебные программы дисциплины «Слово- образование СРЛЯ», можно видеть, что содержание соответствующего концептуального поля включает такие концепты, как слово , морфема , ко- рень , аффикс , основа , структура , производность , способ , анализ , дерива- ция . Отметим, что часть из них используется и другими научными дисцип- линами – как лингвистическими, так и не относящимися к языкознанию, поскольку концептуальные поля различных научных дисциплин, безус- ловно, являются пересекающимися. Однако содержание концепта и тем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=