Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

180 познавательной деятельности индивида во всех сферах его жизни. Следо- вательно, картина мира неоднородна, и это понятие может быть уточнено в зависимости от области применения. Так, в результате стремления создать в своем сознании и воображении определенную модель природы человечество (или различные языковые коллективы) постепенно формирует так называемую научную картину ми- ра. Существует несколько определений этого понятия; наиболее точным из них представляется определение О. А. Корнилова, имеющее в виду «всю совокупность научных знаний о мире, выработанную всеми частными нау- ками на данном этапе развития человеческого общества» [1, с. 9]. Важно отметить, что, по мнению исследователя, научная картина мира «универ- сальна (едина) для всех языковых сообществ, так как научные знания объективны, они свободны от «языкового субъективизма», не зависят от специфики языка того или иного народа, его менталитета, традиций, нрав- ственных приоритетов, национальной культуры в целом», однако «получа- ет в каждом национальном языке национальную форму выражения по- средством формирования национальных терминологий на родном языке носителей данного языка» [1, с. 13]. Кроме того, принципиальным момен- том является нетождественность научной картины мира (отраженной в языке) и языковой картины мира, выработанной конкретным языковым сообществом; с другой стороны, «НКМ в языковой оболочке любого на- ционального языка так же как и ЯКМ этого языка (в меньшей, разумеется, степени), дает пищу для размышления о национальном образе мышления, отражает менталитет нации» [1, с. 14]. Таким образом, различие между на- учной и языковой картинами мира определяется следующим образом: «Ес- ли НКМ отражает точное, логическое знание о мире, то ЯКМ отражает именно то самое целостное представление о мире, включающее и наивное первичное знание, и логическое осмысление мира, и знания, не поддаю- щиеся логическому объяснению, и явные заблуждения» [1, с. 20]. Применительно к лингвистике научная картина мира отражает накоп- ленные научным сообществом знания о языке, а языковая картина мира представляет собой некую систематизацию плана содержания языка, результат выполнения им кумулятивной функции – функции фиксации и хранения всего комплекса знаний и представлений данного языкового сообщества о мире. Говоря о системе, всегда имеют в виду наличие некой центральной единицы этой системы; она может члениться на более мелкие элементы; сочетания единиц, в свою очередь, образуют более крупные элементы и/или фрагменты системы. Единицей картины мира в современных иссле- дованиях предлагается считать концепт. Этот термин используется в на- стоящее время целым рядом наук, что обусловило разнообразие подходов к его описанию. Имея в виду рассмотрение лингводидактического потен- циала категории концепта, целесообразно опираться на толкование его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=