Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.
175 В пьесах Островского нередки мистические знаки, вроде иммортеля с погре- бального венка в коробке с венчальной фатой в «Последней жертве», или вещие персо- нажи, как Полусумасшедшая барыня в «Грозе». В «Бесприданнице» ничего такого нет. Но в спектакле Фоменко тревожная мистика возникает с появлением цыган. В пестрой компании выделяется героиня Мананы Менабде, глаз не оторвать от ее необычного, приковывающего взгляд, лица. Идея пригласить в спектакль известную певицу, поэта, композитора, художницу – неожиданна, но оправдана. И романс Менабде на стихи Осипа Мандельштама: «Сегодня ночью, не солгу…» сродни гаданию на картах Кармен, предсказывающему неминуемую гибель. «Того, что было, не вернешь, / Дубовый стол, в солонке нож…» Цыганский табор возникает задолго до развязки. В финале он стано- вится теневой картиной, зависающей над последними сценами, которые происходят на набережной» [3; с. 8]. Рассмотрение текстовых альтернаций «Бесприданницы» и ее около- текстового пространства можно было бы продолжать, поскольку постано- вок драмы в настоящее время существует множество. Вполне очевидно, что эволюция и того и другого аспекта текста А. Н. Островского будет продолжаться. На наш взгляд, и альтернации, и околотекст оказывают существенное влияние на функционирование текста во времени. Это особенно важно для художественного произведения. Альтернации и околотекст являются важ- нейшими характеристиками социальных связей текста в исторической хронологии его осмысления. Нельзя сказать, что они абсолютно оторваны от инвариантной части текста, наоборот, они помогают увидеть в инвари- анте разнообразные смыслы, которые без них были бы недоступны пони- манию или трудновыявимы. Литература 1. Ашукин Н. С., Ожегов С. И., Филиппов В. А. Словарь к пьесам А. Н. Островского. Репринтное издание. – М.: Веста, 1993. 2. Баратынский Е. А. Стихотворения. Письма. Воспоминания совре- менников. – М.: Правда, 1987. 3. Дмитриевская Ек. «Бесприданница» А. Н. Островского в театре «Мастерская П. Н. Фоменко» // Экран и Сцена. – 2008. – № 2 (867). – http://fomenko.theatre.ru/performance/bespridannitsa/11672/. 4. Островский А. Н. Бесприданница // Собр. соч.: В 12 т.– М.: Искус- ство, 1975. – Т. 5. – С. 7–81. 5. Прохоров Е. И. А. Н. Островский. Бесприданница. Комментарии // Собр. соч.: В 12 т.– М.: Искусство, 1975. – Т. 5. – С. 499–507. 6. Русские песни и романсы. – М.: Худож. лит., 1989. 7. Рыбакова Ю. П. В. Ф. Комиссаржевская. – Л.: Искусство, 1971. 8. Фет А. А. Кактус // Григорьев А. Воспоминания.– М.: Наука, 1988. – С. 328–334.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=