Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.
174 лизма». Новый околотекст существенно осовременивал драму, что, однако, не вступало в противоречие с первоначальным содержанием, заложенным А.Н. Островским в пьесу, и с предшествующими альтернациями, которые теперь входили в современное понимание «Бесприданницы». Вполне очевидно, что текст «Бесприданницы» стал уже традиционно альтернационным, и пример одного из новых подходов к этому можно найти в воплощении пьесы уже в начале XXI в. режиссером П. Н. Фоменко в спектакле его мастерской 2008 г. П. Н. Фоменко заменил центральный романс Ларисы цыганской песней «Расскажи, расскажи, бродяга» в пере- воде Л. Черной (1935) и этим сместил акценты понимания общего текста: Ой, расскажи, расскажи, бродяга, чей ты родом, откуда ты. Ах, да я не помню, ах, да я не знаю, ромалэ! Ах меня солнушко пригрело, я уснул глубоким сном. Ах, да я не помню, ах, да я не знаю, Ромалэ! Ой, расскажи, расскажи, бродяга, чей ты родом, откуда ты. Ах, да я не помню, ах, да я не знаю, ромалэ! Кроме того, в спектакле Фоменко звучат русские романсы «Уголок» (муз. М. Штеймана, сл. В. Мазуркевича) в исполнении Вари Паниной и «Дремлют плакучие ивы» (муз. Б. Б., сл. А. Тимофеева), цыганские песни «В первый раз тебя увидел» и «Спать, спать, спать…», записанные компо- зитором Л. Солиным, а также песня барда М. Менабде на стихи О. Э. Ман- дельштама «Сегодня ночью не солгу…». Можно в целом согласиться с той трактовкой, которую в контексте новых альтернаций и околотекста «Бесприданницы» дает театровед Е. Дмитриевская игре и пению актрисы П. Агуреевой, исполняющей в спектакле П. Н. Фоменко роль Ларисы. Пение Ларисы сродни восстанию. Тут интересно все: что и как поет Полина Агурееева. Еще Комиссаржевской показался неубедительным р оманс «Не искушай меня без нужды», выбранный Островским, она пела «Он говорил мне» Гуэрчиэлли, что стало традицией (в фильме Протазанова его поет Нина Алисова). Лариса Агуре е- вой поет не о «бедном сердце», а песню «Расскажи, расскажи, бродяга…». Тут и риф- ма к бурлакам. Но не только. В песне она выговаривается, открыва ется до дна. Эти вздохи: «Ой, да я не помню, ой, да я не знаю» расскажут о смятении чувств, о затаен- ной тоске, о страсти, обо всем, что пережито за год, минувший с отъезда Паратова. У Полины Агуреевой – низкий, глубокий, грудной голос, она изумительно музыкаль- на. Лариса знает, что одержала победу, и ее ликующий крик: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге» звучит так, что нет сомнений – во вторую часть реплики она явно не верит.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=