Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

167 Создавая пьесу, Островский рассчитывал в первую очередь на сце- ническое искусство М. Г. Савиной, которая сыграла Ларису в премьере Александринского театра 22 ноября 1878 г. Островский полагал, что ее универсальный сценический талант – актерский и певческий – будет спо- собствовать большому успеху «Бесприданницы». Однако исполнение Са- виной, хотя и было высоко оценено современниками, но не стало шеде в- ром ни в ее карьере, ни в сценической истории самой драмы. Текст конца 70-х гг. (и в издании «Отечественных записок», и в сце- нических версиях Малого и Александринского театров) был идентичен с точки зрения интересующих нас фрагментов. Пение сопровождает Ларису на протяжении всего действия драмы. Но один фрагмент является, безусловно, доминирующим. Это романс «Не искушай…», который впервые возникает в 3 явлении второго дейст- вия во время разговора Ларисы с матерью, а второй раз уже полностью звучит в 11 явлении третьего действия, когда Лариса поет по просьбе гос- тей, собравшихся на празднование ее обручения с Карандышевым. За этим пением следует объяснение Ларисы с Паратовым и ее бегство от жениха. Лариса поет романс вместе с цыганом Ильей, который является спутником Ларисы на протяжении всей пьесы. Стихотворение Е. А. Баратынского, которое легло в основу данного романса, называется «Разуверение». Оно было написано в 1821 г.: Не искушай меня без нужды Возвратом нежности твоей: Разочарованному чужды Все обольщенья прежних дней! Уж я не верю увереньям, Уж я не верую в любовь И не могу предаться вновь Раз изменившим сновиденьям! Слепой тоски моей не множь, Не заводи о прежнем слова И, друг заботливый, больного В его дремоте не тревожь! Я сплю, мне сладко усыпленье; Забудь бывалые мечты: В душе моей одно волненье, А не любовь пробудишь ты. Вполне очевидна смысловая перекличка данного стихотворного фрагмента с общим текстом драмы. Ключевым в этом отношении является императив не искушай . Поэтические строки достаточно точно передают состояние героини, разуверившейся в любви Паратова за год его отсутст- вия в Бряхимове. И в связи с этим возникает первый компонент околотек- стового пространства, который, вполне вероятно, был знаком начитанной публике 1870-х гг. В контраст со стихотворением «Разуверение» через 7 лет, в 1828 г., Е.А. Баратынский написал другое стихотворение – «Увере-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=