Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

166 руемого текста, заметим, что А. Н. Островский не вносил в печатный текст каких-либо существенных изменений от момента первого сценич е- ского воплощения в 1878 г. до его опубликования в «Отечественных записках» января 1879 г. В дальнейшем А. Н. Островский не возвращал- ся к изменениям этого текста, поскольку к этому времени уже сложилась его творческая традиция ежегодно к началу очередного театрального с е- зона писать новую пьесу. «Бесприданница» стала последней драмой в творчестве А. Н. Островского, вслед за которой последовали только комедии и бытовые зарисовки, которые А. Н. Островский чаще всего на- зывал картинами. Значительную роль в тексте «Бесприданницы» А. Н. Островский от- вел песням и романсам. Это было обусловлено и сугубо сюжетно (той цы- ганской атмосферой, которая царила в доме Огудаловых), и особой лири- ческой тональностью, которую А. Н. Островский хотел придать образу главной героини и развитию конфликта в целом. Песни и романсы являют- ся весьма показательной частью текста А. Н. Островского, которая уже са- мим автором, видимо, предполагала определенную прецедентность. Рас- шифровать в настоящее время эту прецедентность как обязательную мы не имеем возможности ввиду того, что А. Н. Островский не оставил по этому поводу каких-либо свидетельств, поэтому возможно анализировать ее только в ракурсе околотекста. Прецедентность, которую предполагал А. Н. Островский, вероятнее всего, сводилась к содержанию все того же цыганского пения, цыганского романса, о котором говорилось выше. Од- нако более широкий околотекст данных фрагментов «Бесприданницы» чрезвычайно интересен и показателен применительно не только к понима- нию драмы А. Н. Островского, но и к иллюстрированию понятий альтер- нации и околотекста. Связано это с тем, что, во-первых, изначальный текст А. Н. Островского в его романсово-песенной части предполагал опреде- ленное околотекстовое пространство; во-вторых, с течением времени эта часть драмы претерпела не одну альтернацию, каждая из которых влекла за собой изменения околотекста, актуальные для эпох, прошедших с мо- мента первого представления «Бесприданницы», отстоящего от нас почти на 150 лет. Рассмотрим эти альтернации и их околотекст. Премьера «Бесприданницы» состоялась в Малом театре 10 ноября 1878 г. Роль Ларисы исполняла Г. Н. Федотова. Через 10 дней 14 ноября 1878 г. в бенефис М. П. Садовского роль Ларисы в этом спектакле испол- нила М. Н. Ермолова. Трактовка актрис была абсолютно разной. Федотова играла в большей степени сентиментальную драму, почти бытового харак- тера, Ермолова же переводила ее на лирическую волну, которая более со- ответствовала самому духу пьесы и, очевидно, замыслу драматурга (мно- гочисленные отклики на игру обеих актрис см. в собраниях сочинений А. Н. Островского, а также в искусствоведческих книгах, посвященных двум названным выше великим русским актрисам).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=