Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

163 вающей сферу церковно-религиозной общественной деятельности и соот- носящейся с религиозной формой общественного сознания» [6, с. 614]. Однако следует отметить, что стилистическая функция славянизма не ограничивается рамками данного стиля. Славянизмы активно исполь- зуются в устных и письменных жанрах публицистического стиля для при- дания торжественности, патетичности речи; в художественной литературе славянизм употребляется для создания исторического колорита («И он промчался пред полками, могущ и радостен, как бой» ), речевой характери- стики персонажа, нередко введение славянизма в публицистическую, ху- дожественную, а также разговорную речь происходит с целью сообщения высказыванию иронико-сатирической окраски ( не соизволил прийти, со- благоволите ответить ). При этом славянизм может не нести смысловой религиозной нагрузки ( «Тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы!» ) [8, с. 387]. Графически соотношение лексико-семантической группы религиоз- ной лексики и группы славянизмов русского языка можно изобразить с помощью кругов Эйлера (рис. 1). 1  славянизмы нерелигиозной семантики, 2  религиозная лексика нестарославянского происхождения, 3  славянизмы с религиозной семантикой. Рис. 1. Таким образом, между понятиями религиозная лексика и славянизм не может быть поставлен знак равенства, однако данные группы лексики имеют общий сегмент. Область совпадения включает в себя генетические славянизмы с религиозной семантикой и стилистические славянизмы, яв- ляющиеся атрибутом церковно-религиозного стиля русского языка. Литература 1. Арапова, Н. С. Славянизм / Н. С. Арапова; Под ред. В. Н. Ярцевой // Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – С. 460. 2. Виноградов, В. В. Лексикология и лексикография. Избранные тру- ды / В. В. Виноградов. – М.: Наука, 1977.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=