Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

158 К р е с т ь я н и н. Это, значит , дома. А на войне-то как же без этого? Враги, значит » [4, с. 309]. «С м о т р и т е л ь. Образование, значит , прогресс...» [3, с. 422]. Довольно частое употребление данного вводного слова в речи различ- ных персонажей – также результат наблюдений Л. Н. Толстого за живой крестьянской речью. 2. Повторение одних и тех же фраз/предложений/конструкций разными персонажами. Как отмечалось ранее, в комедии «Плоды просвещения» речи 3-го му- жика свойственно выражение О господи! Более развернутый вариант данно- го выражения неоднократно встречается в речи работника Митрича, героя драмы «Власть тьмы»: «О господи, Микола милослевый!» . 3-й мужик также неоднократно повторяет фразу о малом размере земли («земля малая, не то что скотину, – куренка, скажем, и того выпустить некуда» [3, с. 116].). По- добную фразу произносит и крестьянин (сцена «Проезжий и крестьянин») в разговоре с прохожим: «К р е с т ь я н и н. Земля-то земля, да не наша! Близок локоть, да не укусишь! П р о е з ж и й. Не ваша? Чья же она? К р е с т ь я н и н. Чья? Известно чья. Вот он, толстопузый черт, захва- тил тысячу семьсот десятин, сам один, и все ему мало, а мы уже и кур пе- рестаем держать – выпустить некуда » [4, с. 309]. Кроме того, пословицу близок локоть, да не укусишь произносит и няня, героиня комедии «Зараженное семейство»: «Н я н я. <...> Раз в жизни послушайте Машку-дуру, а не послушаете – плакать будете. И близко локоть – да не укусишь » [3, с. 387]. И, наконец, схожесть речи некоторых персонажей наблюдается и на синтаксическом уровне. Так, например, в построении реплик 3-го мужика («Плоды просвещения») и Акима («Власть тьмы») прослеживается пере- груженность их речи вводными словами ( скажем у 3-го мужика – тае , значит у Акима), повторение уже сказанных частей предложений: «3-й м у ж и к. И не толкуй , – что там! Мы жалаем, как отцу родному. И не толкуй » [3, с. 114]. «А к и м. Значит, глупости , тае, глупости, значит , были у тебя с ней, глупости, значит ?» [3, с. 35]. Таким образом, проанализировав речь крестьян в драматургии Л. Н. Толстого, мы можем сделать следующие выводы: – Л. Н. Толстой с помощью языковых особенностей действующих лиц создает реалистические портреты крестьян своего времени. Многие фразы и выражения появились в драматических произведениях благодаря личным наблюдениям автора (как, например, слова и выражения героев драмы «Власть тьмы»: однова дыхнуть (поговорка девочки Анютки), сделать укороту (из речи Матрены), буравцом сверлит (выражение Петра) и др.);

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=