Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

157 значит, тае, брать и не могу , тае, говорить...» [3, с. 65]) – все это противопос- тавляется богатому внутреннему миру персонажа, его духовности и стремле- нию к Богу; это проявление типичного для Л. Н. Толстого контраста внут- реннего и внешнего, подлинного и ложного, действительного и иллюзорного. Во «Власти тьмы» также немаловажное значение имеют поговорки и выражения, взятые Л. Н. Толстым непосредственно из жизни. Как ут- верждает Н. Н. Арденс, в результате бесед с крестьянами, странниками и богомольцами в драме появились такие слова и выражения, как однова дыхнуть (поговорка девочки Анютки), сделать укороту (из речи Матре- ны), буравцом сверлит (выражение Петра) и др. [1, с. 433]. Таким образом, речь каждого персонажа в драматических произведе- ниях Л. Н. Толстого индивидуальна, что выражается в таких особенностях речи, как присущие только данному герою выражения и словесные формы. У каждого действующего лица имеются свои «яркие штрихи», позволяю- щие понять его характер и отличить его речь от речи других героев. Тем не менее, несмотря на оригинальность речи каждого персонажа, в различных драматических произведениях обнаруживаются и общие язы- ковые черты. Их появление связано прежде всего с тем, что герои пьес Л. Н. Толстого принадлежат к одной среде, одному классу и живут в одну и ту же историческую эпоху. Речь персонажей-крестьян в драматургии Л. Н. Толстого имеет следующие сходства: 1. Повторение одних и тех же разговорных элементов. Как отмечалось ранее, в речи 1-го мужика, героя комедии «Плоды просвещения», встречается глагол исделать . Данный глагол обнаружива- ется также и в репликах Никиты («Власть тьмы»): «Родитель? Что ж, я ро- дителем не гнушаюсь. Родителю могу уважение исделать » [3, с. 63].). Кроме того, в своей речи 1-й мужик часто употребляет вводное слово значит («Это, двистительно, глупость наша, значит , необразованность» [3, с. 122].). Такое же многократное повторение вводного слова значит на- блюдается в речи Акима и Митрича («Власть тьмы»), прохожего («От ней все качества»), а также в диалогах проезжего и крестьянина (сцена «Про- езжий и крестьянин») и однократное употребление – в реплике смотрителя («Зараженное семейство»): «А к и м. Хотелось бы, значит , тае... Потому мне, значит , тае... рабо- тишка в городу, работишка выпала, сходная, значит ...» [3, с. 31]. «М и т р и ч. <...> Теперича, значит , ты так-то сделал, ободрал меня, значит , а у Анисьи деньги, примерно, залежные...» [3, с. 60–61]. «П р о х о ж и й. <...> Есть такие люди, субъекты, значит , что вовсе от ней рассудка лишаются и поступки совсем несоответствующие произво- дят. <...> Пока не пью, все честно, благородно, а как выпью, как выпьет, значит , субъект этот, сейчас и тащит что попало» [3, с. 338]. «П р о е з ж и й. <...> в заповедях – в шестой прямо сказано: не убий. Запрещено, значит , человеку человека убивать.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=