Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.
156 Помимо этой фразы, 3-й мужик многократно повторяет выражения О господи!, Помилосерствуй, отец!, употребляет разговорные формы гла- голов вознала (вместо узнала ), жалаем , наречия тады (вместо тогда ); диалектную форму существительного родитель в родительном падеже множественного числа ( родителев вместо родителей ), диалектное сущест- вительное фатера (‘квартира’). Своими индивидуальными чертами наполнены и речи двух других му- жиков, героев «Плодов просвещения». Например, только речи 1-го мужика присуще частотное употребление вводного слова значит (у 3-го мужика – скажем ), за счет которого достигается замедление речи; персонаж заполня- ет данным вводным словом речевые паузы, подбирая нужные слова. Инди- видуализация речи героя создается также за счет форм существительных клеймат , патрет , музыканщик , хворма , продухты , камардин (вместо ка- мердинер ), положения (вместо положение ), умственность ; глаголов исде- лать , предлегать , упевать (вместо уповать ), всполномочить , взойтить ; прилагательного великатный (в словосочетании великатная жизнь ). К особенностям речи 2-го мужика относится употребление глагольной формы вишь (вместо видишь ), гожаешься (вместо годишься ), простореч- ной формы существительного генерал ( анарал ), деепричастия выпимши . Его немногословность в сравнении с 1-ым мужиком объясняется и автор- ской характеристикой: если «1-й мужик, лет 60-ти, ходил старшиной, по- лагает, что знает обхождение с господами, и любит себя послушать», то «2-й мужик, лет 45, хозяин, грубый и правдивый, не любит говорить лишнего» [3, с. 102]. В пьесе «От ней все качества» Марфа, ожидая возвращения пьяного мужа Игната, в разговоре с прохожим дважды перечисляет женские до- машние обязанности: «И меси, и пеки, и вари, и пряди, и тки, и скотина, и все дела...» [3, с. 337, 338]. Героиня жалуется на судьбу, несколько раз произносит фразу Ох, житье наше бабье; внутренняя напряженность и усталость выражается в повторяющихся парных глаголах мыкаешься, мыкаешься ; бьешься, бьешься; тревога и боязнь того, что муж вернется пьяным, проявляется у нее в выражениях не миновать – пьяный приедет; недоброе чует мое сердце; изругает и изобьет, как собаку и др. В речи Игната часто встреча- ется поговорка едрена палка . В разговоре с тещей, старухой Акулиной, Игнат поясняет: «Я, бабушка, это не поматершинно, а только так, поговор- ка у меня: едрена палка, едрена палка . Будь здорова, бабушка» [3, с. 343]. В драме «Власть тьмы» особый интерес представляет речь Акима. Как отмечает Н. Н. Арденс, «у Акима не «язык», а «косноязычие». Но, несмотря на эту корявость речи героя, выдающей бедность его словаря, в ней таится, по замыслу художника, богатство народной «правды жизни»» [1, с. 433]. Аграматические тае , повторы сказуемых в высказываниях (« Не могу ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=