Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.
151 карете. Вытолкнув лакея за кулисы, прячется за колонной, находящейся возле кулис справа так, чтобы быть видимым зрителям и невидимым для тех, кто стоит в центре сцены, и остается там, наблюдая за происхо- дящим на сцене» (Савоськина М. А.). «У Фамусова в доме парадные сени, большая лестница, внизу, спр а- ва, выход на крыльцо и швейцарская; слева комната Молчалина. Ночь. Тишина. Полумрак. Гаснет последняя лампа. В гостиной диван, на ст е- нах картины, портреты Фамусова и его родственников. Чацкий выходит из швейцарской, озадаченный распространением слухов о его сумасшес т- вии. Он останавливается в середине комнаты. Чацкий мечется, то встает, то садится на диван, он возбужден, озлоблен, активно жести- кулирует. Шорох! В это время Софья со свечкой в руках стоит на лес т- нице второго этажа и зовет Молчалина. Она наклонилась и смотрит вниз. Ее лицо освещает свеча. Чацкий прячется за колонну. Лиза входит в гостиную со свечкой в руке, осторожно осматривается, ос вещает все углы комнаты, а затем стучится в комнату Молчалина» (Денисова Т., Смирнова Е., Жукова Е.). В данных работах размещение действующих лиц осуществлено в со- ответствии с зонами действия, которые выразительно выявляют идею во- ображаемого спектакля, т. к. от верного и продуманного подхода к груп- пировке зависит смысл сцены, и в то же время последний определяет размещение действующих лиц. Термин «зона действия» введен киноре- жиссером С. Эйзенштейном, отмечавшим, что «следует примерно прики- нуть, где и на какой площади – зоне действия – играется каждый кусок» [2, с. 48]. Важную роль в группировке и расположении персонажей играет мизансцена тела, на что также обращают внимание авторы приведенных выше работ. В мизансцене тела высказывает себя язык сценического ис- кусства. Но необходимо помнить, по словам А. Попова, «о взаимозависи- мости мизансцены тела одного актера от того, кто рядом с ним находится на сцене и является его партнером. В сценических диалогах при парных мизансценах любой поворот, ракурс фигуры «играет» только тогда, когда он, будучи выразителен сам по себе, увязан композиционно с соседствую- щей фигурой» [4, с. 99]. В этом случае возникает «разговор» человеческих фигур. Важную роль в мизансцене играют освещение и шумовое сопрово- ждение, на что также обращают внимание студенты. Таковы только некоторые аспекты предлагаемой нами работы по раз- витию пространственных эстетических представлений будущих учителей литературы в процессе изучения ими драматических произведений. Сле- дует отметить, что формирование эстетических представлений является важной ступенью на пути к формированию эстетического культуры лично- сти, и, следовательно, является одним из важных компонентов эстетиче- ского образования и воспитания.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=