Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

150 зительно передать атмосферу, в которой протекает сценическое действие. Как отмечает режиссер А. Лобанов, «цель мизансцены – выявить духовный мир находящихся в этой мизансцене людей, наглядно обнаружить отноше- ния между действующими лицами <…> мизансцена есть интонация, вы- раженная в движении» [3, с. 166–167]. Важно, чтобы читатель, строящий воображаемую мизансцену, не только умел расставить на сценической площадке героев и мебель, но и осмыслил цель подобного расположения. В данной статье мы ориентируемся на данные эксперимента, осуще- ствленного со студентами 4 курса факультета русской филологии и доку- ментоведения в процессе изучения курса по выбору (блок ОПД) «Актуаль- ные проблемы теории и методики обучения литературе». Студентам были предложено поэтапно разработать воображаемую мизансцену комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (4 действие, 10–14 явления) и зафиксиро- вать ее в письменных работах. Начальным этапом к созданию устной ми- зансцены явилось знакомство с уже сложившимися и запечатленными в фотографиях или рисунках мизансценами спектаклей, созданных по изу- чаемым в школе пьесам (А. С. Грибоедова, А. Н. Островского, А. П. Чехо- ва), а также с иллюстрациями к произведениям, эскизами костюмов. Сле- дующий этап – постижение структуры мизансцены, компоненты которой были определены еще В. И. Немировичем-Данченко [5, с. 50]: мебель, бу- тафория, декорация, костюмы, положение тела актера, его движения и жесты, расположение действующих лиц, выявляющее их взаимоотноше- ния, передвижения персонажей в пространстве, освещение и музыкально- шумовое сопровождение. Представленные студентами письменные отчеты свидетельствуют о том, что они не просто механически распределяли предметы на сцене, но и выявляли смысловую и выразительную роль ве- щей, реквизитов, с которыми вступает в соприкосновение человек и кото- рые должен представлять читатель драмы. «Опорными точками» в их ми- зансценах служили и стены, и колонны, и ширма, и ступени лестницы. Ниже представлены фрагменты наиболее интересных студенческих работ, которые могут свидетельствовать, что у данных старшекурсников доста- точно развиты пространственные эстетические представления. «На сцене помещено несколько колонн, в центре дверь. Полумрак, ос- вещен лишь край сцены. Чацкий в раздумье и волнении выходит из-за ку- лис, движется по направлению к центру переднего края сцены, сразу начи- ная произносить свой монолог, жестикулируя. На словах "Другие будто сострадают…" он уже в центре, замирает на месте и остается здесь до конца монолога, переступая иногда с ноги на ногу. После реплики Софьи "Молчалин, вы?" волнение Чацкого усиливается, поэтому следующие за этим слова он произносит с жаром, передвигаясь по сцене. Но со словами "Звала Молчалина, вот комната его" движения Чацкого становятся ме- нее энергичными, он подходит к кулисам справа, чтобы вовремя прервать лакея, который оттуда выглянет, объявляя о подготовленной для Чацкого

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=