Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.
149 тический вкус подготавливает почву для развития эстетических представ- лений, без которых невозможно становление эстетической культуры. Сущность психологического понятия «представление», его функции, свойства широко исследованы в психологической литературе (работы С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Б.М. Теплова, А. Г. Маклакова и др.). Согласно данным в их работах определениям, мы пришли к выводу, что представление – это психический процесс мысленного воссоздания обра- зов предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, не воздействуют на органы чувств человека, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Представления формируются в результате практической, профессиональной деятельности. Для будущего учителя ли- тературы необходимы развитые эстетические представления, т. е. возни- кающие на основе ассоциаций образы предметов и явлений, которые спо- собствуют формированию эстетического вкуса и оказывают определяющее влияние на развитие эстетической культуры личности. Среди видов эсте- тических представлений, необходимых для будущих учителей литературы, мы выделяем зрительные, слуховые и пространственные, которые могут быть сформированы в процессе изучения литературы как учебного пред- мета и вида искусства, тесно связанного с другими видами художестве н- ной деятельности (живопись, музыка, архитектура, скульптура и др.). В нашей работе мы делаем акцент на пространственных эстетических представлениях, развить которые возможно в процессе изучения драмати- ческих произведений. А. Г. Маклаков утверждает, что пространственные представления в ос- новном являются зрительно-двигательными, причем, иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда – двигательный компонент [1, с. 241]. Драма как род литературы обладает особыми возможностями для развития пространственных эстетических представлений, т. к. ее специфика требует постоянного «перевода» художественного текста на сценический язык. Чи- татель драмы стоит перед задачей воссоздания зримых образов, живущих на сцене. Богатыми возможностями для развития пространственных эсте- тических представлений обладает прием устного мизансценирования, или создания воображаемой мизансцены, применение которого довольно под- робно исследовано Е. С. Роговером [5]. В нашей работе мы опираемся на работы данного методиста, но в отличие от него мы предполагаем исполь- зование данного приема не в школьной, а вузовской практике преподава- ния драмы. Устное мизансценирование – это не просто внешнее размещение ак- теров в сценическом пространстве, а выражение внутренней жизни драма- тических героев и персонажей в их сложных взаимоотношениях, а также психических и физических действий. Цель воображаемой мизансцены – ярче раскрыть замысел драматурга, рельефнее обнаружить характеры, по- мочь восприятию их словесных действий и внутренних монологов, выра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=