Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

147 С целью выявления исходных, эволюционно первопричинных связей между звуком, буквой и обозначаемым цветом, отдельным этапом экспе- римента являлось прочтение тех же текстов детям дошкольного возраста. Их ответы были письменно зафиксированы нами. Так же использовался ручной подсчет количества определенных зву- ков и соотносимых с ними цветов и компьютерная диагностика текста. Компьютерный анализ текстов был произведен с помощью специальной программы «Звукоцвет.ру», основанной на параметрах, выявленных А. П. Журавлевым [4]. Эту же программу мы использовали и на других этапах нашего звукоцветового исследования. После проведения эксперимента и подсчета результатов, были полу- чены следующие показатели. Согласно программе «Звукоцвет.ру» основ- ной цвет первого из анализируемых отрывков – темно-зеленый. Этот пока- затель был сопоставлен с тем, что мы получили при ручном подсчете цветов с опорой на имеющиеся звуко-цветовые соответствия А. П. Журав- лева. На этом этапе эксперимента были определены и подсчитаны все гласные звуки текста № 1, а затем – их цветовые значения. В итоге такого анализа цвет описываемого отрывка оказался густо-красный. Большая часть студентов (59 %) отдала предпочтение синему цвету и его оттенкам: голубоватый, синеватый, темно-синий, лиловый. На наш взгляд, выбор именно синего цвета для этого отрывка большинством ис- пытуемых, обусловлен ассоциативными связями и жизненным опытом. В тексте речь идет о ночном времени суток, темном звездном небе: «теп- лые и светлые ночи русских уездных городов», «высоко сияющее небо», «пестрый сумрак сада», «ночной веселый город» [1, с. 298]. Соответствен- но, возникают ассоциации с известными цветами ночи – темно-синий, темно-коричневый, серый и т. п. Дети же присвоили единодушно этому отрывку «зеленый» цвет, что у Журавлева соответствует звукобукве [е]. Следовательно, ответы детей совпали с результатом компьютерного анализа текста. Результаты анализа текста № 2 с помощью компьютерной обработки и ручного подсчета оказались весьма схожи с ответами детей: тёмно- желтый/оранжевый, красный и «густо-красный» соответственно. Около трети студентов присвоила тексту «темно-коричневый/черный» цвет, бо- лее половины – вновь синий и его оттенки. Если сравнить показатели этого этапа эксперимента с предыдущим, можно сделать вывод, что совпадения наблюдаются и в том, и в другом случае. Интересно, что ответы детей в целом совпадают с компьютер- ным анализом текста, а также близки к оттенкам, полученным в резуль- тате ручного подсчета звукоцветовых соответствий по методике, пред- ложенной А. П. Журавлевым. Разница лишь в том, что разброс ответа в первом этапе, где студенты прослушивали текст и были лишены гото- вых цветовых гамм, чуть выше, нежели, чем на данном этапе. Но оба

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=